Берта Моризо — Ловля бабочек

Картина Берты Моризо "Ловля бабочек"

Законченная осенью 1874 года, после выставки, на которой Моризо выступила вместе с импрессионистами, «Ловля бабочек» стала одной из самых известных картин художницы. В ней отсутствует композиционная заданность (случайность наблюдений — один из важнейших творческих принципов Моризо), однако еще нет той незаонченности, которая так раздражала многих критиков того времени в зрелых работах нашей героини. С точки зрения колорита и атмосферы небольшое изящное полотно Моризо напоминает «Китайские фонарики» Сарджента, этого «педанта от композиции». Но если Сарджент измучил своих маленьких моделей, заставив их часами позировать в парке с бумажными фонарями в руках, то Моризо быстрой кистью запечатлела мгновенье. Несколько лет спустя художница писала: «Мои притязания ограничиваются всего лишь желанием зафиксировать нечто преходящее, о да, всего лишь нечто, пусть даже мелочь, позу Жюли, улыбку, цветок, какой-нибудь плод, ветку дерева…». В «Ловле бабочек» эта скромная «творческая программа» нашла свое наилучшее выражение.

Поза женщины одновременно изящна и азартна. Вероятно, начав ловить бабочек, чтобы позабавить своих детей, она сама не на шутку увлеклась этим занятием. Детей Моризо изображает похожими на «кулечки», завернутые в платьица. Она намечает только их позы (неловкие и трогательные), но их образы не становятся от этого менее живыми.

Судя по обильно цветущей яблоне, художница начала эту картину еще весной. Однако довольно часто она начинала несколько холстов сразу, и до окончания «Ловли бабочек» у нее дошли руки только к осени.