Берта Моризо — На балу

Картина Берты Моризо "На балу"

Женщины Моризо почти никогда не смотрят на зрителя (или, вернее, как бы не видят его). Они не улыбаются, не стараются «выглядеть». Такое ощущение, что художница строго-настрого приказывала своим моделям «забыть», что их портретируют. Это, вероятно, было не так сложно сделать, поскольку Моризо писала очень быстро (один-два, в крайнем случае — два-три недолгих сеанса) и не требовала от портретируемого (вернее — портретируемой, потому что мужчин, за исключением своего мужа, она не писала) сохранения определенной позы и выражения лица. То, что обычно составляет помеху для художника, было для Моризо подспорьем. Вот и в картине «На балу» она выступает всего лишь «мимолетным наблюдателем», случайно, на несколько секунд увидевшим лицо и плечи молодой дамы, ее жест, которым она подняла веер, ее высокую прическу с цветами хризантем в ней. Случайным наблюдателем вслед за художницей становится и зритель. Моризо не дает ему возможности «познакомиться» с героиней полотна, но эта случайная, мимолетная встреча оставляет в нем долгое воспоминание. Так иногда неделями, месяцами помнится взгляд незнакомки, промелькнувшей и исчезнувшей в уличной толпе.

Ничто, кроме наряда молодой дамы и комнатных растений (или, быть может, это цветы в азе) за ее спиной, не говорит нам о месте действия происходящего на картине. А неопределенно падающий свет не позволяет нам говорить о времени суток. Цвет лица женщины контрастирует с «холодным» цветом ее платья. Моризо, в силу своей «половой принадлежности» пишет обнаженное женское плечо совершенно бесстрастно и очень тактично. Единственное, что ее интересует здесь, — гладкость кожи и «мраморные» рефлексы от светло-серого газового платья. Веер — самая «бальная» деталь всей картины. Дама держит его, как и положено, слегка, небрежно, чуть-чуть отставив мизинец (сильно отставляя мизинец, женщина показывала, что она не знает правил хорошего тона).