Гюстав Кайботт — Балкон

Картина Гюстава Кайботта "Балкон"

Во второй половине семидесятых и в начале восьмидесятых годов Гюстав Кайботт выполняет серию полотен, изображающих городские пейзажи, среди которых повторяются панорамы парижских улиц, наблюдаемые с балкона. В этих композициях доминируют два особенно любимых художником мотива: наблюдающий за жизнью города мужчина (например, в «Мосте Европы») и Париж, показанный с определенной высоты. Герои Кайботта — это горожане, аккуратно одетые, в цилиндре или котелке на голове, словно бы готовые выйти из дому. В картине «Балкон» двое именно таких мужчин смотрят на улицу — на этот раз это большой парижский бульвар, «река жизни», как назвач его Ги де Мопассан. Однако высоко расположенный угол зрения и деревья, кроны которых достигают балкона, не позволяют нам увидеть, что происходит внизу. Жизнь города отходит на задний план, худолшик скорее стремится изобразить одиночество парижанина. Впрочем, в его полотнах часто происходит столкновение частного и социального пространств, взаимно проникающих или противопоставляющихся друг другу. Балкон является соединяющим звеном между ними, продолжением квартиры, то есть частной территории, и в то же время относится к коллективному составляющему улицы.

Кайботт применяет в «Балконе» свое любимое пространственное решение, основанное на диагональной линии схождения, определенной перилами балкона. Взгляд скользит вдоль дома и идет вглубь бульвара. С противоположной стороны улицы угол дома (а также маленький фрагмент его второго фасада) создает открытость пространства левой части полотна.

В этой композиции первостепенное значение имеет манера передачи света: яркое солнце на противоположном фасаде и светлые блики в листве деревьев контрастируют с затемненным балконом. Ощущение глубины художник создает искусным применением художественных средств. Листья он изображает мелкими частыми касаниями кисти, что является типичной техникой импрессионистов. Художник также вводит дифференциацию между передним планом, где листья переданы выразительными мазками, и вторым планом, на котором они имеют более размытый характер. Моне очень сходно трактовал подобный мотив. Но у автора «Кувшинок» фигура человека играет чисто декоративную роль, тогда как у Кайботта — главную. Настоящей темой этой картины являются двое мужчин.