Гюстав Кайботт — Подсолнухи, сад в Пти Женневийе

Картина Гюстава Кайботта "Подсолнечники. Сад в Пти Женневийе"

Гюстав Кайботт — великолепный мастер цветов. Его натюрморты или пейзажи с цветами просто совершенны. А ведь интерес к этому жанру творчества пробуждается в нем лишь в 1880 году, когда он копирует «Красные хризантемы» Моне! Для таких художников как Моне или Ренуар изображение цветов привлекательно по двум причинам. Произведения такого типа притягательны с эстетической точки зрения, к чему импрессионисты особенно чувствительны. Но прежде всего они окупаемы: нравятся публике и хорошо продаются. Ведь, как подчеркивает Глория Грум, «речь здесь действительно идет о картине природы, но природы, заново созданной и улучшенной благодаря чувственным впечатлениям, которые художник умеет передать. Натюрморты, объекты выставок и торговых сделок требуют того же описательного языка, что и предметы по образцу которых они создаются. Натюрморт с фруктами считается удачным, если он хорошо передает их свежесть или спелость… Одним словом, эстетические ценности [для художников] связаны с материальной выгодой».

У Кайботта дополнительную роль играет еще один фактор: любовь к работе в саду, окружающем его дом в Пти Женневийе. Это занятие под конец жизни все больше его притягивает. Проводя много времени вне Парижа, он постепенно оставляет изображение городских пейзажей и обращает внимание на окружающую его природу. Хорошим примером этой эволюции может служить картина «Подсолнухи, сад в Пти Женневийе». Поле подсолнечников заслоняет — буквально и в символическом смысле — вид города. Художник создает эффект расстояния, применяя тот же метод различных пропорций отдельных мотивов, который он уже использовал в своих предыдущих работах. Увеличенные до гигантских размеров цветы способствуют тому, что дома кажутся очень отдаленными. Фактура полотна совершенна, а подсолнечники переданы с академической точностью. Эффекты освещения согласуются с колористическими эффектами: зеленый цвет листьев, переходящий от светлого к насыщенному, прекрасно компонуется с такой же широкой гаммой желтого на лепестках подсолнечников.