Гюстав Кайботт — В кафе

Картина Гюстава Кайботта "В кафе"

Полотно под названием «В кафе» относится к самым известным и самым важным произведениям Кайботта. Писатель Жорис Карл Гюйсманс (1848—1907) восхищается натуральностью изображения, в котором трудно заметить «какой-либо умысел или аранжировку». Действительно, великолепная передача момента — одна из самых сильных сторон этого произведения. Задумчивый, отсутствующий взгляд стоящего мужчины, его свободная, почти небрежная поза, два персонажа на заднем плане переданы удивительно удачно. Кайботт, еще раз стирая границы между жанровой сценой и портретом, изображает типичного для той эпохи парижского горожанина среднего класса. Не зря его живопись сопоставляют с реалистической французской литературой XIX века, а особенно — с творчеством Золя и Гюисманса.

Конструируя композиционное пространство этой картины, Кайботт основывается на двойной игре зеркал. В одном кадре содержатся три картины, три разных поля зрения. К первому относится фигура мужчины на переднем плане. Зеркало за его спиной «отсылает» ко второй картине — мужчинам, сидящим за столом, а также к другому зеркалу, в котором мы видим третью картин — отражение стеклянных дверей кафе с видом на улицу.

Художник предлагает здесь зрителю своего рода игру как мысленную, так и визуальную. У Кайботта композиция необычайно сложна, а точное расположение фигур — это результат очень скрупулезной предварительной подготовки. В этом контексте сохранение всей естественности сцены свидетельствует о большом мастерстве художника.

Кирк Варнедо пишет, что «перемены в творчестве Кайботта и вообще специфика эволюции его творчества, отражают изменения в отношении художника к миру, а также его внутренний диалог между глазом и мыслью. Непрекращающееся исследование проблемы двойственности визуального восприятия доказывает глубокое (…) осознание разницы между реальностью, воспринимаемой чувствами, и реальностью, воспринимаемой разумом. Можно сказать, что наблюдаемая в творчестве Кайботта дихотомия соответствует его глубоким размышлениям, касающимся различий между хаосом внешних впечатлений с их рассеиванием и фрагментацией и склонностью ума к упорядочению и структурированию».