Караваджо — Вакх

Картина Караваджо "Вакх"

В первые годы, проведенные в Риме, Караваджо написал несколько крупных поясных портретов молодых людей. Среди них выделяется «Вакх». Картина великолепна по композиции и обнаруживает в Караваджо замечательного портретиста и мастера натюрморта. Долгое время полотно было неизвестно — лишь в 1917 году его обнаружили в запасниках галереи Уффици. Предыстория картины остается неясной, но есть все основания полагать, что она была создана в период службы художника при дворе кардинала Франческо дель Монте, известного своим пристрастием к подобного рода сюжетам и гедонистическим отношением к жизни.

Картину отличает, прежде всего, богатый, насыщенный колорит, а также потрясающий своей достоверностью натюрморт на переднем плане. Поистине, Караваджо был одним из непревзойденных мастеров передачи фактуры: фрукты, бокал, сосуд с вином, драпировка на теле Вакха — все это было удостоено наивысших похвал современников мастера и вызывает восхищение сегодня. Исследователи предполагают, что смысл, заложенный автором в это произведение, гораздо шире, чем просто представление мифологического персонажа, любителя чувственных наслаждений. Переспевшие плоды, растрескавшийся гранат и пожелтевшие виноградные листья, увенчивающие голову Вакха, скорее всего, должны были напоминать о быстротечности земного пути человека и служить, своеобразным призывом жить сегодняшним днем, ни в чем себе не отказывая. Что ж, это вполне соответствовало бы духу вечного искателя приключений и странного жизнелюба Караваджо. Однако легкий оттенок грусти в глазах и немой укор, читающийся во взгляде персонажа, наделяют эту картину каким-то особым, интимным смыслом.

Все становится ил свои места, если обратиться к событиям, происходящим в тот период в личной жизни художника. Моделью для «Вакха» послужил возлюбленный Караваджо, Марио Миннити, который очень страдал от буйного и непредсказуемого нрава художника и, начиная с 1596 года, порывался бросить его и… жениться, что, в конце концов, и произошло, но лишь четыре года спустя. За эти четыре года молодые люди неоднократно ссорились и весьма бурно выясняли отношения, но затем все же мирились. Очевидно, в один из таких моментов примирения и была написана на картина, проникнутая болью взаимных обид и осознанием того, что чувства угасают так же незаметно, но неизбежно, как желтеют осенние листья…