Клод Моне — Впечатление. Восход солнца

Картина Клода Моне "Впечатление. Восход солнца"

Эту необычную картину Клод Моне писал с натуры в старом аванпорте Гавра. Готовая работа была представлена на выставке «Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов, граверов и литографов», которая состоялась в 1874 году в бывшей мастерской парижского фотографа Надара, и вызвала жаркие споры.

Журналист Луи Леруа, освещавший это культурное событие в газете Le Charivari, подверг картину жестокой критике, заявив, что обои смотрелись бы намного более законченными, чем «Впечатление». Написанная им статья называлась «Выставка впечатленщиков», или, иначе говоря, «Выставка импрессионистов» (по названию полотна). Это меткое слово художники затем использовали в знак протеста для обозначения своей группы.

На самом деле мнение о данном полотне Клода Моне сложилось неоднозначное. Одни называли его работу настоящей мазней, другие не могли составить определенное мнение и просто пожимали плечами, третьи пребывали в восторженном состоянии после увиденного.

На картине видны резкие стремительные мазки, которые больше напоминают сверкающие пятна. Чтобы добиться чистоты и прозрачности света, художник использовал краску в чистом виде, а не смешивал цвета на палитре. Подобное новшество было воспринято как нонсенс.

Композиционным центром полотна является оранжевое солнце. С трудом пробиваясь сквозь дымку, оно отбрасывает на поверхность воды теплый розоватый отсвет. Удивительно, но если картину перевести в черно-белую гамму, этот эффект практически исчезнет. Порт едва различим, все вокруг окутано густым туманом, лишь лодки на воде выделяются темно-зелеными пятнами. Их уходящие вдаль силуэты дают явное ощущение бесконечной глубины моря.

Поскольку картина писалась с натуры, у художника было совсем немного времени, чтобы запечатлеть все на холсте. Это очередной раз доказывает, что Моне в совершенстве владел мастерством передачи увиденного.