Гюстав Курбе — Похороны в Орнане

Картина Гюстава Курбе "Похороны в Орнане"

По поводу выставленной на Саалоне 1851 года картины Курбе «Похороны в Орнане» неожиданно разгорелся громкий скандал. Один из критиков возмутился: «Никогда еще подобное безобразие не возводилось в культ настолько откровенно!».

«Похороны в Орнане» шокировали современников по нескольким причинам. Прежде всего, представляя события из жизни обычной маленькой деревни, художник обращается к формату, который до сих пор мог использоваться только для монументальных исторических и героических композиций. Более того, художнику позируют простые жители Орнана, что Курбе намеренно подчеркнул в названии картины, которое изначально звучало так: «Галерея человеческих образов: похороны в Орнане». Таким образом, Курбе представил обычную бытовую сцену с размахом, достойным мощной исторической эпопеи. Дальше — больше: изображая похороны собственного деда, он преступает грань, которая отделяет живопись официальную, отстраненную от личности автора, от живописи, отражающей образы и события его жизни. Несмотря на то, что художник ссылался в этом смысле как на давние традиции, так и на тенденции современного ему искусства, понимания критиков он так и не добился. Современникам Курбе чуждо сочетание традиционных элементов живописи и мотивов, которые ранее никогда не изображались. Менее чем через столетие Пикассо применит подобный подход в работе над «Авиньонскими девицами», где с успехом будут сочетаться элементы живописи Энгра с эстетикой африканских масок.

И, наконец, главная, по мнению критиков, ошибка Курбе состоит в том, что он не идеализирует тему. Наоборот, сцену похорон он передает, используя самые простые приемы. Заметив, что художник не пытался ничего приукрасить, его тут же обвинили в намеренно упрощении лиц персонажей до уровня «поверхностной шутовской карикатуры».

Отвергая несправедливые нападки и принимая во внимание абсолютную достоверность изображаемого дейста, а также использование совершенно не свойственных искусству романтизма приемов, картину можно назвать ярким примером реалистической живописи.

Опубликовано в категории