Эдгар Дега — Абсент

Картина Эдгара Дега "Абсент"

Картина не раз меняла свое название. Первоначально она именовалась «Эскиз французского кафе», затем — «Люди в кафе» и лишь в 1893 году стала известна как «Абсент». В качестве моделей выступили хорошо знакомые любителям живописи художник Марселен Дебутен и актриса Эллен Андре (их можно встретить на полотнах и других мастеров). Заведение тоже выбрано не случайно. Это кафе «Новые Афины», именно здесь импрессионисты определили конечную концепцию пленэрной живописи.

На первый взгляд сюжет картины кажется аморальным — очень сложно рассмотреть что-то прекрасное в лицах выпивших усталых людей. Взгляд женщины абсолютно потерян. Ссутулившись и глядя в пустоту, посетительница «Новых Афин» встречает рассвет в компании очередного бокала абсента. На самом деле Дега хотел обратить внимание на проблему одиночества в большом городе. Чем быстрее растут города, тем глубже и безнадежнее становится изоляция человека и тем сильнее он хочет притупить чувство безысходности с помощью алкоголя. Один бокал, второй, третий… С каждой новой порцией становится легче.

На Третьей выставке импрессионистов в 1877 году в Париже картину ожидал полный провал: критики сочли уродливыми и отвратительными пьяные лица моделей. После этого полотно долгое время не выставлялось, и только спустя почти два десятилетия о нем заговорили вновь: в 1892 году картина была представлена на аукционе в Лондоне и продана за несправедливо низкую цену. Год спустя «Абсент» появился на лондонской выставке. Однако и на этот раз работу Дега назвали вульгарной и восприняли как посягательство на общественные моральные устои, так и не вникнув в суть идеи.