Эдгар Дега — Голубые танцовщицы

Картина Эдгара Дега "Голубые танцовщицы"

По мнению критиков, по цветовому и композиционному решению «Голубые танцовщицы» — лучшая картина среди тех, что посвящены теме балета. Этот неоспоримый шедевр Дега напишет в ту пору, когда его зрение совсем ослабнет. Прогрессирующее заболевание глаз вынудит художника искать иные способы самовыражения на холсте. Он станет работать с большими цветовыми участками, придавая основное значение формированию фактуры полотна.

Дега был завсегдатаем театров и внимательнейшим образом следил за пластикой и грацией балерин, чтобы затем перенести увиденное на свои картины в мельчайших деталях. Художник придерживался мысли, что писать нужно не с натуры, а по памяти. Для этого ее необходимо постоянно тренировать и развивать при этом наблюдательность. Благо смотреть было на что. Балет времен Дега — это целая феерия, цепь удивительных превращений и настоящая мистерия, подлинным украшением которой являлись сами танцовщицы, освещенные софитами, в ослепительном блеске костюмов.

Запечатленная на холсте сцена — скорее всего, момент танца или репетиции. Художник мастерски передает мистически красивый и загадочный язык тела. До сих пор остается загадкой, изображены ли здесь четыре разные балерины или это все одна и та же девушка в разных позах. Здесь, как и на некоторых других полотнах, сказалось увлечение Дега фотографией. Оно проявляется в асимметричности композиции и спонтанно обрезанных краях изображения.

Дега не ставил целью показать женскую красоту — его в большей степени интересовали взаимоотношения света и тени, передача форм и движения.