Поль Гоген — Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?

Поль Гоген "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?"

1890-е годы явились для Поля Гогена трагичным периодом, периодом тяжёлых утрат. Особенно остро и непримиримо живописец переживал смерть своей любимой и единственной дочери. Душевное состояние Гогена пошатнулось и он попытался совершить самоубийство.

Именно в этот переломный период своей жизни Гоген создаёт масштабное полотно «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идём?». Картина написана в 1897 году и в настоящее время данное живописное полотно можно увидеть в музее изящных искусств в Бостоне.

Картина «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идём?» отражает глубокие философские размышления и переживания художника относительно смысла человеческого существования, предназначения человека.

Следует отметить, что сюжетика полотна разворачивается справа налево, шаг за шагом открывая его значение – движение человеческой жизни начиная от рождения и до самого ухода. На крупном, довольно широком холсте изображён берег таинственного леса, где протекает ручей, точно это сама жизнь, чьё течение стремительно и неуловимо. Сквозь этот образ перед нами проступают многофигурные призрачные полутени. Разросшийся тропический лес, его пышная растительность заполняет пространство, окутывая всё вокруг, пробуждая в сознании образы фантастического мира, нереального и противоположного миру земному.

Три вопроса точно три самостоятельных идеи воплощены в едином полотне. Это триптих, объединённый в пространстве единой картинной плоскости. Соответственно, для картины характерно композиционное разграничение на три составные части.

Первую часть картины выстраивает изображение трёх женщин, охраняющих ребёнка, а рядом чёрная собака, которая стережёт младенца с трепетом и вниманием . В центральной части полотна представлен молодой человек с высоко поднятыми над головой руками, фигура юноши сильная и устремлённая вверх. В левой части работы помещена небольшая группа людей, объединённая в одно символическое целое совместно с идолом, расположенным поодаль. Все образы, придуманные Гогеном, несут в себе сложное символическое образование со скрытым значением.

Полотно метафорично и может обладать рядом возможных трактовок. Однако, первостепенной всё же является метафора лесного ручья как начала жизни, начала человеческого бытия. По всей видимости, спокойно спящий ребёнок означает здесь начало жизни человеческой, её рассвет. Юноша, который срывает древесный плод, олицетворяет собой стремление к постижению жизненного знания. Другие образы являют собой попытку понять законы земного существования человека, его тревоги и надежды. Картина эта, как и всякое философское раздумье, получилась тревожной, но всё же красивой метафорой. Тревожно и поэтично в этой работе, пожалуй, всё, начиная от композиционного построения и заканчивая общим колоритом картины.