Поль Гоген — Пейзаж с павлинами

«Пейзаж с павлинами» написан Полем Гогеном уже на исходе девятнадцатого столетия в период расцвета его творчества. Увидеть полотно и в целом оценить особенности живописной манеры Поля Гогена можно в настоящее время в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.

Как и многие работы художника этого времени «Пейзаж с павлинами» отличается незаурядностью колорита, композиционной многослойностью, нагромождениями цветовых пятен и изобразительных планов.

«Пейзаж с павлинами» отличается красивым и необычным сочетанием красок и форм. Вертикальная плоскость картины предельно заполнена и служит отражением яркой непохожей ни на что действительности, настолько она неординарна и экзотична.

В самом рисунке, казалось бы, нет ничего необычного. Однако подчёркнутая декоративность изображения, изобилие сложных оттенков, форм и силуэтов, переходящих из одного состояния в другое, точно колеблемые радужные волны или огненные всполохи.

Изображение павлинов на переднем плане полотна не сразу и заметно на общем фоне броского разноцветия. Пейзаж изобилует яркими красками, резкими контрастными переходами, дребезжащими и блуждающими линиями силуэтов.

Здесь слабо чувствуется объём и перспективное изображение, законы классической живописи не действуют, уступая место новым художественно-изобразительным средствам искусства постимпрессионизма.

Созданный Полем Гогеном «Пейзаж с павлинами» выступает как пространство сна, территория грёз или полуреальности. Утрированная насыщенность цветов, деформирование и иное выстраивание форм и линий. Всё это погружает нас в состояние изменённого сознания, изменённых чувств и непривычных ощущений. Мы становимся чуть ближе к видению и пониманию этого мира самим художником.

Пейзаж точно бушует яркими красками и формами, напоминающими растёкшуюся лаву. В пейзаже не встретишь обыденных шаблонных решений. И уж точно это полотно нельзя назвать скучным и неинтересным. Напротив, здесь многое, если не всё наполнено воздухом новой жизни, незнакомых эмоций и переживаний. Оттенки красного, расположенные равномерно в пространстве холста, выразительно подчёркивают и выстраивают вертикаль полотна.

Пышная растительность тёмно-зелёных и нередко почти чёрных оттенков перекликается с павлинами и чёрными камнями на переднем плане. Подобным образом уравновешивается и сглаживается присущая полотну разноплановость.

Фигурки людей как бы сливаются и теряются на фоне сознательно раздробленного визуального ряда, сливающегося в единый образ. Пейзаж соединил в себе множество различных художественных решений, пейзаж эклектичен, одни образы соединены с другими, перепутаны и перемешаны точно случайные калейдоскопические изображения.

«Пейзаж с павлинами» воплощает мир, который стал близок Полю Гогену и который подчас предстаёт не иначе, как мир иллюзорный, нереальный, волшебно-фантастический для того, кто не был к нему причастен, как сам художник.