Поль Гоген — Портрет мадам Гоген в вечернем платье

Картина Поля Гогена "Портрет мадам Гоген в вечернем платье"

Тонкой по уровню мастерства является работа Поля Гогена «Портрет мадам Гоген в вечернем платье», созданная им в 1884 году. Портрет написан в технике масляной живописи и в настоящее время хранится в Национальной галерее в Осло.

Цветовой ряд полотна отличается мягкостью и тонким подбором оттенков. Полотно необычно и по композиции. Фигуру мадам Гоген обрамляет тёмный, насыщенно графитовый фон. Мадам Гоген изображена в профиль, что придаёт её образу возвышенности и неуловимости. Портрет кажется недостижимым, поскольку от нас скрыто самое главное: взгляд, выражение лица, линия губ. Тем не менее, портрет полноценен и значителен. Он значителен и важен уже одним тем, что в нём отсутствует подробность и предельная высказанность.

Красивые молочные оттенки верха вечернего платья гармонируют с мраморным тоном кожи мадам Гоген. Получившийся образ элегантен и пленителен. Создавая портрет, Гоген использовал «робкие», слегка приглушённые, пастельные цвета. Портрет получился аристократически сдержанным. Тёмный холодный фон с оттенками голубого цвета придаёт портрету ещё большую отстранённость и строгость.

Задний план с точки зрения колористического решения напоминает причудливую расцветку какого-нибудь камня-самоцвета. Сложное переплетение оттенков вылепливает объём и структуру всего полотна, придавая ему оригинальную фактурность и пространственную ясность.

Образ мадам Гоген вышел живым, чувственным. Изображение скорее напоминает живописный этюд или набросок, но, тем не менее, этого оказывается достаточным, чтобы почувствовать близость, присутствие мадам Гоген, её дыхание и тепло.

Художник оказался способен передать не просто внешнюю форму, портретное сходство, столь необходимое, но невсегда достаточное. Гоген с помощью кисти и красок передал полное яркое эмоциональное состояние, атмосферу вечера.

Только рассматривая полотно как единое произведение, без деления его на планы, структурные компоненты, эстетические и неэстетические подтексты и даже не анализируя художественно-изобразительные средства, только в этом единственном случае мы окажемся чуточку ближе к пониманию гения, нежели, вскрывая и обнажая все его художественные тайны, понять которые до конца вряд ли возможно. Для этого надо быть не просто творцом, для этого надо встать на одну ступень с гением.