Поль Гоген — Видение после проповеди

Картина Поля Гогена "Видение после проповеди"

Это фундаментальное произведение Гогена, созданное в Понт-Авене (Бретань) осенью 1888 года, наиболее полно отражает концепцию синтетизма-символизма. Абсолютная свобода от натуры и от строгого соблюдения объективности отражено в сцене борьбы Иакова с ангелом, которая является высшей точкой картины, как по смыслу, так и по композиции. Гоген изображает библейский сюжет на фоне воображаемого пейзажа, в жгуче-красной тональности, что резче подчеркивает драматизм происходящего. Бретонки в национальных костюмах с традиционными белыми чепцами написаны в стилизованной и чуть ироничной манере, они находятся на первом плане и выполняют роль зрителей.

Картина выполнена на дереве с четким плоскостным наложением одного плана на другой, с обобщенным решением формы и цвета, подобно японской графике, очень популярной среди парижских интеллектуалов. Движения борющихся сильно напоминают движения дзюдоистов с репродукций Хокусаи.

Чрезвычайно довольный своей работой, Гоген писал Ван Гогу: «Для меня в этой картине пейзаж и борьба существуют только в воображении молящихся во время проповеди. Поэтому виден контраст между настоящими людьми и неестественной, непропорциональной борьбой».