Джорджоне — Гроза

Картина Джорджоне "Гроза"

Знаменитая «Гроза», хранящаяся в венецианской Галерее Академии, давно привлекает внимание исследователей как своим загадочным сюжетом, так и трактовкой сельского пейзажа. Персонажи картины — юноша с посохом в руке и молодая женщина с ребенком — занимают место на переднем плане, а дальше, среди деревьев, видны городские постройки — башни и жилые дома. Яркая вспышка молнии прорезает небо, отбрасывая отблеск на кроны деревьев. Руины древних построек и мост дополняют композицию необычной картины.

Что же все-таки здесь изображено? На этот вопрос ученые пытаются найти ответ уже почти сто лет, но до сих пор не появилось ни одного сколько-нибудь убедительного объяснения того, кем являются персонажи и что делают они посреди сельской природы. Да и самим современникам Джорджоне содержание его картин было, по-видимому, совсем непонятно. Уже неутомимый Вазари, посетивший Венецию через полвека после смерти мастера из Кастельфранко, жаловался на то, что никто не может объяснить ему их истинное значение.

Как показала рентгенограмма картины, фигура юноши в левом нижнем углу появилась не сразу, но была добавлена уже впоследствии, в процессе переработки первоначального замысла. Действительно, своим несколько бравурным обликом и ярким одеянием этот персонаж заметно выделяется на общем фоне. Это заставляет предположить, что именно здесь таится ключ к пониманию содержания. Кто он такой? На протяжении XVI века его определяли как «солдата», изображения которых часто встречаются в венецианской живописи начала XVI века. Еще меньше напоминает он сельского пастуха, хотя в руке у него пастушеский посох. В действительности этот юноша — персонаж иного мира, далекого от сельской жизни и пастушеских забот. Его костюм — дорогая куртка из пурпурной материи и рейтузы, модная, короткая прическа позволяют видеть в нем человека, принадлежащего к аристократическому кругу: по-видимому, это придворный или паж. Он — городской житель, возможно, из того самого города, чьи постройки виднеются вдали. Так в венецианском искусстве появляется новый образ — образ горожанина, покинувшего привычное для себя городское окружение и отправившегося за город, на лоно сельской природы.

И природа в картине Джорджоне также увидена глазами горожанина. В ней не заметно следов человеческой деятельности или труда крестьян. Единственное предназначение этой природы — служить местом отдыха для героев картины, и в соответствии с этим художник выбирает основные пейзажные мотивы. Здесь протекает небольшой ручей, в изобилии растут трава и кустарник, а густые заросли деревьев укрывают этот мирный уголок от бурь и непогод, бушующих над городом вдали. Идиллическая сельская природа предстает в картине как надежное убежище, где царят безмолвие и покой. В то же время она насыщена ассоциациями с античным прошлым — об этом говорят классические руины — и населена мифологическими персонажами, такими, как обнаженная нимфа с младенцем.