Куинджи А. И. — Красный закат

Куинджи "Красный закат"

Пейзаж «Красный закат» Архип Иванович Куинджи писал в период между 1905 и 1908 годом. Картина написана в технике масляной живописи и хранится в Музее Метрополитен в Нью-Йорке. Пейзаж красив и современен, несмотря на то, что создавался в начале ХХ века.

Весь пейзаж объят красным свечением, точно огнём. Пейзаж напоминает инопланетный, овеянный кровавым, почти безжизненным светом.

Цветовое решение полотна минималистично, практически одноцветно. Пейзаж получился графичным, выразительным. Для картины характерно, своего рода, стендалевское противостояние красного и чёрного. Строгость колористического воплощения, аскетичность пространства приближают работу Куинджи к образцам современной живописи.

«Красный закат» прорисован с использованием разнообразных оттенков красного. Пейзаж строится на усложнении одного и того же красного цвета.

«Красный закат» можно рассматривать как мощный символ. Понятие заката содержит в себе понятие конца, убывания, схода на нет. Закат – это завершение, естественное угасание дня. Однако, определение красного заката подчёркивает особый смысловой оттенок, придавая пейзажу тревожности, зыбкости. Солнечный свет идёт на убыль, цвет становится насыщенного багрового оттенка.

Линия горизонта композиционно занижена. Заходящее солнце точно прожигает пространство, пронзая огненно-красными всполохами света.

Каменная земная поверхность напоминает чёрные угольные осколки. Пламенные «вулканические» оттенки обжигают реальным огнём, насыщая действительным теплом, переходящим подчас в жар, всплески высокой температуры.

Крупное облако, сквозь которое проступает красное закатное солнце, напоминает чёрно-серый дым, расползающийся вдоль горизонта. Красные лучи расползаются, растекаются в разные стороны, уплотняя пространство, выжигая из него воздух и дыхание ушедшего дня.

Пейзаж раскалён, он полыхает, исторгая из себя излишки солнечного тепла и дневной энергии.

Краски постепенно сгущаются, яркость дня угнетается и постепенно истончается до слабой закатной полосы. Закат всегда притягателен, всегда обрывист, отчасти трагичен, поскольку закат – это всегда гибель. Гибель дня, гибель множества дневных надежд и планов, это ощущение невозвратности и неизбежности конца, но всегдашней надежды на новое начало, на новое повторение, на ещё один шанс, ещё один день, это в то же время надежда на новое начало.