Куинджи А. И. — Сумерки

Куинджи "Сумерки"

Архип Иванович Куинджи был человеком выдающегося дарования. Художник чувствовал красоту и прелесть каждого дня и ночи, рассвета и заката. Куинджи был мастером пейзажного изображения. Пейзажные работы живописца отличает заложенная в них идея, особый смысл, которые делают каждый пейзаж запоминающимся и непохожим на другие.

Живописная работа Куинджи «Сумерки» точной датировки не имеет, создание картины искусствоведы относят к периоду между 1890 и 1895 годом. Пейзаж «Сумерки» несёт определённое настроение, выполняет особую чувственную задачу. Сумерки леденят пространство, охватывая его сиреневато-синими оттенками и холодными красками. Большую часть полотна занимает изображение каменной чёрной поверхности, наполненной фиолетовыми переливами. Невысоко над землёй мерцает молодой месяц желтовато-молочного цвета, мягкий, нежный. Тёплое тихое свечение месяца постепенно становится не таким ярким, растворяясь среди затягивающих вечернее небо хмуро-лиловых облаков. Воздушные пастельные оттенки розового, лилового и лимонного образуют красивую градацию цвета. Колорит картины пробирает вечерним ветром и прохладой. Отчего земная поверхность выглядит ещё более мрачной и тревожной.

Сумерки – пограничное, загадочное время. Это момент, когда происходят важные изменения, это промежуток, когда одно состояние переходит в другое. Это время, когда день сменяет ночь. При этом окружающее начинает изменяться. Видоизменяются одни формы и очертания и появляются другие. Таким образом, перед нами представлен пейзаж в пейзаже, картина в картине. «Сумерки» — это рождение ночи, которое уже должно скоро воплотиться в ночном пейзаже. Но до тех пор перед нами пограничное состояние природы, пограничное состояние мира. Это перепутье. Поэтому здесь не может быть сложных однозначных контрастов, открытых, ясных красок, понятных очертаний. Такой пейзаж всегда непонятен, закрыт, символичен. Плотная, мрачная поверхность тяжелит пейзаж, затягивает в себя все краски и слабеющий с каждым мгновением лунный свет. Сгущаются краски, словно перемешиваясь с вечерним воздухом уходящего дня, все линии смазываются, притупляются, очертания приглушаются, готовые вот-вот исчезнуть в свете ночи, погрузившись в толщу тьмы.

Пейзаж необычен, проникнут элегическим звучанием. «Сумерки» — тонкое, чувственное полотно. Пейзаж хрупок, ломок, дробим вечерним светом. Сумерки постепенно сменяются ночью, бесследно растворяясь в окружающем пространстве. Здесь нет крайней тревожности или гнетущей печали, пейзаж навевает лишь ощущение светлой грусти. «Сумерки» — это затмение дня, затмение чувств, дребезжащее, неспокойное, сумеречное состояние души.