Кустодиев Б. М. — Масленица (Масленичное катание)

Кустодиев "Масленица (Масленичное катание)"

Борис Михайлович Кустодиев – великий мастер, воспевающий русскую жизнь, русский быт, русскую душу. Более всего душа русского народа раскрывалась во время всеобщих гуляний. Особенно привлекала художника исконно-русская традиция празднования Масленицы. Именно в такие дни всеобщих всенародных гуляний происходит объединение столь многоликого народа русского. Здесь точно на ярмарке всё перемешивалось, кружилось точно яркая карусель.

Кустодиев в разное время своего творчества создавал целую серию картин, объединённых общей темой празднования Масленицы. В 1919 году Б.М. Кустодиев пишет очередное полотно под названием «Масленица (Масленичное катание)». Масленичные гулянья изображены в этой работе наиболее ярко, плотным, густым потоком радостной волны шумных разговоров, отрывистых взглядов, громкого смеха и сияющих, разгорячённых лиц. Для работы характерна атмосфера обилия снега, обилия народа. Своего рода, рождается эффект избыточности. Избыток красок, звуков, различных бакалейных увеселений. Всё это создаёт пёструю декоративную картинку, похожую на пышное очень редкое и очень красивое украшение. Празднование происходит на центральной площади одного из небольших провинциальных городов России. Об этом можно судить по тому множеству всевозможных лавок, которые развернулись вокруг. Есть тут и булочная, и фрукты, и бакалеи, торгующие сыром и икрой, а кроме того, театр. Пейзаж городской, весёлый, масленичный занесён снегом и инеем. Вокруг каждой лавчонки толпится народ, кто-то играет на гармони, покупает разноцветные воздушные шары, спорит, сплетничает, торгуется, словом отчаянно веселится, забыв обо всём. Центральным мотивом полотна можно назвать масленичное катание на лошадях, в котором заключён тонкий культурный символ сравнения Руси и тройки. «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает…» — вопрошал ещё Н.В. Гоголь, имея в виду безудержность, дикую силу, мощь Руси. И над всем этим, как и во многих других работах Кустодиева возвышается образ собора и бледное, как будто светящееся изнутри небо. Крупные образы заиндевевших, покрытых плотной снежной шапкой деревьев рождают поэтическое ощущение «чудного града», образ которого сливается в единое общее состояние веселья, беззаботного смеха, песен, игр и сильного задора масленичных катаний.

Полотно «Масленица (Масленичное катание)» очень интересно рассматривать, изучать, столь детализировано и искусно выписана работа. Картина несёт в себе и возбуждает в нас своеобразный перехлёст эмоций, восторг, интерес, заражает нас волшебством праздника, пробуждая совсем детскую радость от прихода весны.

Таким образом, получилось довольно сложное, «перегруженное» деталями и образами сюжетное полотно, напоминающее сказочную иллюстрацию, для которой характерны гротеск, особый, слишком декоративный язык, обилие украшений, деталей, скрытых загадок, неявных аллегорических смыслов.