Кустодиев Б. М. — Осень в провинции. Чаепитие

Кустодиев "Осень в провинции. Чаепитие"

Борис Михайлович Кустодиев – прекрасный мастер цвета, насыщенных, ярких красок и колорита. Работы художника отличает индивидуальное, характерное только для него чувство тона. В этом смысле замечательно полотно Б.М. Кустодиева «Осень в провинции. Чаепитие». Картина написана в 1926 году и на сегодняшний день полотно выставлено в Государственной Третьяковской галерее.

Полотно Кустодиева посвящено изображению умиротворённого неспешного быта купеческой семьи, сытой, довольной жизни купечества. Эта жизнь богатая, праздная, наполненная яркими орнаментами нарядных искусно тканых платков, нарядов. «Осень в провинции. Чаепитие» написана масляными красками, но полотно рождает эффект акварельной зарисовки. Контрастные затёки краски напоминают полуявные акварельные разводы. Цвета только непривычно для акварели яркие, звенящие, тонально резкие, сильно акцентирующие зрительское внимание на себе, обостряя восприятие, усиливая эмоцию тепла от осенних красок, уходящих дней летнего зноя. На переднем плане картины выписана сцена чаепития. Две купчихи, разряженные, разрумяненные, довольные пьют неспешно чай. Одна из купчих подливает себе из самовара горячего чая и тепло улыбается с полузакрытыми глазами от удовольствия душевным разговором. Атмосфера особого купеческого быта, достатка и богатства читается во всём: и в пышных нарядах купчих, и в щедро убранном к чаепитию застолье. Средний, основной план выписан менее подробно, условно. Главное – это цвет, особое пространство провинциального городка, где редко проезжают запряжённые экипажи, свободно прохаживаются гуси и куры, играют дети, а булочная и иные бакалеи неспешно ведут свою тихую торговлю, позволяющую купечеству всё более расцветать и богатеть. Дальний план уже традиционно представляет собой образ церкви на фоне неба, затянутого осенними плотными облаками. Лишь сине-лиловые тонкие тени подчёркивают контуры облаков. Пространство неба показано фрагментарно, своего рода в обрамлении яркой, жгучей осенней листвы. Красные, жёлтые, пламенно-рыжие краски крон деревьев, несмотря на осеннее настроение, постепенное угасание летних разноцветных дней, выступают точно утверждение красоты жизни во всех её обильных, множественных образах.

Борис Михайлович Кустодиев показывает, насколько прекрасна жизнь. Жизнь обычная, вместе с её каждодневными заботами и хлопотами, когда время словно бы застыло, заснуло в этом похожем на сновидение мире спокойной, лишённой всяческих потрясений жизни российской провинции далёкой ушедшей безвозвратно эпохи.