Левицкий Д. Г. — Портрет П. А. Демидова

Картина Левицкого "Портрет Демидова"

Портрет П. А. Демидова — наиболее «картинный» из всех произведений Дмитрия Левицкого. На полотне нет ни одной случайной детали, любая мелочь — начиная от гербария и лейки на столе до фасада здания — свидетельствует о вкусах, увлечениях и характере изображаемого.

В построении композиции портрета просле живаются традиции парадного изображения. Но при этом неожиданные и почти гротескные сопоставления делают его отличным от портретов классической школы. Так, вместо официального мундира с различными наградами и регалиями на Демидове надеты домашний жилет, панталоны, чулки, широко распахнутый халат, колпак, а вокруг шеи как будто небрежно обернут шарф. Художник при помощи этого приема подчеркивает важнейшую для просветительства идею о возможности человека делать общественное благо, не являясь при этом государственным мужем.

Но контрастом к сугубо нестандартному одеянию служит поза Демидова — как и положено, величественная, но и одновременно непринужденная: левая рука опирается на садовую лейку, а жест правой указывает не на воспитательный дом, которому меценат пожертвовал большую сумму денег, а на горшки с цветами. Контрастом служит также противопоставление предметов обихода с торжественным архитектурным фоном и занавесом, который драпирует колонны.

Весь портрет выписан без ложной многозначительности. Одеяние — предельно допустимое для подобного парадного портрета — и выражение лица (в котором видны одновременно насмешка и величие, мудрость и грусть) служат автору набором аллегорий, которые позволяют показать яркую и неоднозначную личность.