Эдвард Мунк — Девушки на мосту

Картина Эдварда Мунка "Девушки на мосту"

К своим излюбленным мотивам Мунк возвращается всю жизнь. Картина «Девушки на мосту» — одна из восемнадцати живописных версий этой темы, созданных в период с 1899 по 1935 год. Сцена встречи девушек неизменно разыгрывается н мосту, соединяющем берега фьорда Осло. Если кто-то посетит это место в наше время, то заметит, что с тех пор там ничего не изменилось. Над фьордом он обнаружит тот же мост, за которым вверх тянется та же дорога, теряющаяся среди тех же домов, укрытых тенью все тех же вековых лип.

Картина, датированная 1935 годом, композиционно напоминает предыдущие версии, от которых, тем не менее, радикально отличается с формальной точки зрения: здесь художник использует совершенно новую, нетипичную для себя цветовую гамму. Фигуры обведены темным контуром. Воплощение основного мотива близко версии 1903 года. Огромная зеленая крона липы отражается в коричневатой воде. Насыщенные краски и таинственная, но, вместе с тем, спокойная атмосфера обнаруживает характерный стиль мастера. Версия 1902 года также представляет пейзаж с высоким горизонтом, что, впрочем, почти незаметно, поскольку Мунк «разбил» завышенную линию горизонта фигурой молодой женщины, представленной анфас и со спокойной улыбкой двигающейся навстречу зрителю. Эта центральная фигура несет важную функциональную нагрузку с точки зрения не только композиции, но и эмоционального строя картины: она создает особое жизнерадостное настроение, подчеркивающееся нежно-голубы оттенком платья (этот цвет Мунк никогда ранее не использовал так широко).

Сам факт создания 18 вариантов картины, представляющей женщин или девушек на мосту, можно объяснить самыми разными обстоятельствами. Во-первых, некоторые из них были написаны по заказу частных коллекционеров, желавших иметь в домашней экспозиции картину. Во-вторых, Мунк после получения заказа создавал сразу две версии, после чего клиент выбирал для себя ту, которая нравилась ему больше, а другую художник оставлял себе. Бывало и так, что мастеру очень не хотелось расставаться с той или иной картиной, но поскольку все-таки приходилось отдавать ее заказчику, Мунк писал ее новую версию для себя. Следует лишь заметить, что каждое из этих восемнадцати полотен имеет собственную живописную концепцию, отличную от других: художник ни разу не повторился.

Опубликовано в категории