Эдвард Мунк — Мадонна

Картина Эдварда Мунка "Мадонна"

Картина «Мадонна» была представлена Мунком на парижском Салоне Независимых 1986 года под названием «Влюбленная женщина». По мнению художника, «любовь — божественное чувство, и каждая новая влюбленность обязательно несет в себе оттенок скорби по кусочку собственного «я», принесенному в дар обьекту страсти». Вот почему в глазах Мунка влюбленная женщина — это Мадонна Скорбящая.

Кисть художника движется параллельно контуру фигуры, очерчивая цветовую ауру, заключающую в себе тело женщины. Пренебрегая точностью рисунка, Мунк пользуется для воплощения своего замысла преимущественно цветом — как доминирующим элементом, который обуславливает эмоциональный строй картины, определяемый драматизмом самоотречения во имя любви. Женщина с обнаженной грудью, распущенными черными волосами и запрокинутым лицом — что с ней происходит? Находится ли она на вершине блаженства, переживает ли божественный экстаз, — а может, ее бездыханное тело уже покинула душа, и теперь оно лежит распластанное на земле, как тленная оболочка, отброшенная за ненадобностью?.. Мунк оставляет нам возможность размышлять и переживать — не это ли свидетельство уважения мастера к своему зрителю?

Аугуст Стриндберг в своей рецензии на эту картину в «LA Revue Blanche» за июнь 1896 года писал: «Скорее всего, здесь изображено зачатие — неважно, непорочное пли грешное. Красный и золотой ореолы вокруг фигуры героини символизируют акт совокупления как единственного смысла существования любого существа, неспособного жить в одиночестве». Тему «Мадонны» Мунк будет воплощать и в своих графических произведениях, причем, словно в подтверждение правоты Сгрнндберга, в литографиях часто присутствует мотив человеческого эмбриона. Так рождается новая идея непосредственной (без фазы секса) связи между любовью и деторождением.

Опубликовано в категории