Поль Сезанн — Берег в Марне

Картина Поля Сезанна "Берег в Марне"

Природа севера Франции всегда являлась излюбленным мотивом художника Поля Сезанна. Множество пейзажей в творчестве Поля Сезанна посвящено изображению гор, каштановых насаждений, речных берегов французского Прованса. В общий ряд подобных произведений можно отнести и написанную живописцем работу «Берег в Марне». Пейзаж «Берег в Марне» Поль Сезанн написал в 1888 году. На данный момент полотно можно увидеть в экспозиции Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.

Пейзаж выполнен в технике масляной живописи, однако скорее напоминает создание изображения по мокрой бумаге или с помощью акварельных красок. Настолько образы получились пропитанными влагой, а очертания расплывчато-радужными. На картине изображена северная река Франции и правый приток Сены, река Марна. Речная гладь точно зеркальная поверхность, в которой отражается небо, деревья и дом на берегу. Небо заполнено растёкшимися сиреневато-голубыми красочными штрихами, напоминающими жидкие, водные всполохи. Кое-где проступают совсем белые просветы. Пейзаж распространяется во всё пространство холста, заполняя и вмещая в себя берег и саму Марну.

Картина «Берег в Марне» — работа, которая направлена в первую очередь на созерцание, любование и восхищение красотой северной природой, тихой красотой реки. Так и ощущается, глядя на полотно, что воздух здесь целиком пропитан влагой. И кажется, настолько, что даже окрасился в сиреневато-синий цвет, став тяжелее. Таким воздухом стало труднее дышать, зато всё живое, зелень, деревья и цветущие газоны разрастаются, искрясь и переливаясь на свету.

В глубине полотна изображён небольшой лёгкий мост, а за ним, ещё дальше – плотная тёмно-зелёная стена деревьев, различающихся своей формой и очертаниями. Какие-то из них более вытянутые и тонкие, другие более пышные и крупные. Однако, все вместе они смотрятся, как зелёная переливающаяся также различными оттенками полоса, служащая одновременно и линией горизонта в данной живописной работе. Перспективное построение ощущается не так явно или же вовсе нивелируется в сравнении с живописью станковой.

Большее внимание здесь уделяется не технике, мастерству композиции, а передаче настроения, сложного эмоционально-чувственного состояния, которое невсегда имеет чёткую формулировку и словесное обозначение. Поэтому о подобных состояниях и переживаниях следует говорить не словами, а используя краски и подходящую палитру. Вот и в этот раз Полю Сезанну удалось воссоздать не пейзаж, не очередную копию действительности, а настроение, чувство мира, тёплое чувство внутреннего покоя, тихой радости и лёгкой грусти по тем грёзам и мечтам, которые навевает это полотно и которые, надо верить, сбудутся и обязательно воплотятся в нашей жизни, в нашем новом мире, где всегда солнце, где всегда шорох речной воды, где всегда существует мир, мир безмятежной Франции, мир тихого Прованса.