Поль Сезанн — Долина Уазы

Картина Поля Сезанна "Долина Уазы"

Создание пейзажного полотна «Долина Уазы» относится к 1880 году. Картина принадлежит частному собранию.

Долина Уазы является одним из регионов Иль-де-Франс и находится на севере. Природа долины наполнена красивыми образами, светом и теплыми красками.

Пейзаж напоминает фотографический кадр, случайное, мгновенное изображение. Полотно заполнено воздухом, при этом возникает ощущение прохладного свежего дня. Пейзаж наполнен зелёными красками, однако вкрапления охристо-бежевых оттенков создают атмосферу утра.

Небо молочного цвета слегка затянуто серовато-синими облаками. Кроме того, в изображении поверхности неба присутствуют оттенки светло-зелёного и желтоватого. На первом плане пейзажа, так сказать в основании полотна, прописаны деревья и небольшие кустарники долины. Дальний план картины состоит из домов и построек жителей севера Иль-де-Франс. Дома расположены довольно близко друг к другу, плотной, убористой полосой. Изображения небольших построек объединены чёрным контуром, что придаёт им жёсткие, чёткие очертания. Сама долина затянута различными оттенками зелёного цвета, различающимися нюансами тонального изображения. При этом цвета не перемешиваются, а располагаются рядом друг относительно друга. В связи с чем создаётся настроение живого, трепещущего кадра.

Для картины характерны контрастные решения в сочетании с явлением свето-теневых затемнений. Местами тени сгущаются настолько, что тёмно-зелёная палитра резко смещается в сторону чёрного цвета. Чёрная контурная обводка зданий, расположенных в глубине долины перекликается с отрывистыми чёрными линиями, изображающими стволы деревьев. Некоторые силуэты деревьев слегка наклонены, как будто под действием порывов ветра. Особенности нанесения краски напоминают вертикальную штриховку. Подобная манера «штриховки» или мазка создаёт интересное фактурное изображение, придаёт картинной плоскости динамичное, отчасти пасмурное звучание, напоминая линии дождя. Пейзаж этюден, импрессионистичен, но и в то же самое время постимпрессионистичен. Основное, главное впечатление от картины, которое получает зритель – это впечатление открытого воздуха, пространство света и уходящего тепла. Низко набегающие облака придают долине призрачную тень, создавая ощущение моросящего дождя. Ветер стал на время дождём, растревожив пасмурные, хмурые облака. Облака медленно движутся по небу, почти ползут, протягивая к земле волокна серой паутины. И мы уже слышим, как тонкие капли едва шуршат по листве точно в робком сне, словно оплакивая или вспоминая кого-то.