Поль Сезанн — Дома в Провансе близ Эстака

Картина Поля Сезанна "Дома в Провансе близ Эзака"

Поль Сезанн создавал большое число постимпрессионистических пейзажей Прованса. В первую очередь, это такие работы, как «Дома в Провансе близ Эстака», «Дом в Провансе», «Гора Святой Виктории» и многие другие. Излюбленными мотивами изображения являются горы и природа в Провансе, камни, холмы, поля, дома. Эти образы являются составляющими большинства полотен постимпрессиониста. В качестве подобного произведения может быть рассмотрен пейзаж, написанный в период между 1879 и 1882 годом, «Дома в Провансе близ Эстака». На сегодняшний день картина находится в Национальной галерее Вашингтона.

Изображение пейзажа «Дома в Провансе близ Эстака» выполнено в единой цветовой гамме. Холодный сине-зелёный колорит придаёт полотну ощущение вечерней прохлады. Пейзаж наполнен голубыми красками и сложными оттенками синего. Дома изображены плотно, близко друг к другу. Постройки напоминают геометрические фигуры строгих кубических пропорций с резким контрастным решением в сочетании с жёлто-лимонными стенами и голубоватыми оттенками теней.

Пейзаж Сезанна напоминает сложную пастельную миниатюру или этюд. Изображение получилось мягким, приглушённым, без резких затемнений и цветовых переходов, острых контурных линий и уплотнённых, утяжеляющих очертаний.

Рисунок полотна декоративен. Для него характерна графичность, простота форм, силуэтное обобщение, сглаженность предметных границ.

Изобразительный ряд полотна сходен с причудливой расцветкой какого-нибудь камня-самородка. Для работы характерна игра света и тени, картина как будто мерцает, наполняя пространство ярким струистым отблеском солнечного света. Пейзаж получился фрагментарным и отчасти раздробленным, словно состоящим из множества пёстрых элементов. Изображение точно состоит из тонких стеклянных граней холодных серо-голубых и сине-зеленоватых цветов.

Пейзаж «Дома в Провансе близ Эстака» хрупок, прозрачен и невесом. Обобщённые формы расходятся многоцветием, вбирая солнечные частицы, выстраивая и соединяя в единое целое композицию полотна. Работа абстрактная, яркая, но при этом тонко сделанная, чувственная, наполненная лёгкостью и воздухом. Художнику удалось передать атмосферу и особое состояние этого красивейшего места близ Эстака. Картина напоминает соединение полупрозрачных, разноцветных частиц, бликующих на солнце, превращая окружающий мир в пространство трепещущих прожилок и каскада искрящихся разноцветных штрихов. Для пейзажа характерно плавное колыхание и переход цвета, тихое течение времени на фоне нежного сумеречного освещения.