Поль Сезанн — Натюрморт с баклажанами

Картина Поля Сезанна - Натюрморт с баклажанами

Помимо пейзажных работ Поль Сезанн создавал натюрморты, портреты и различные сюжетные композиции. В отношении колористической проработанности интересным можно считать полотно «Натюрморт с баклажанами», которое создавалось с 1893 по 1894 год. На сегодняшний день натюрморт представлен в числе коллекционных собраний Музей Метрополитен в Нью-Йорке.

«Натюрморт с баклажанами» выполнен в холодной сине-зелёной гамме. Предметы помещены на фоне стены, изображение которой создаётся благодаря различным оттенкам зелёного и синего, сложным оттенкам цвета морской волны. Баклажаны изображены на фоне зелёно-синей затемнённой стены. Баклажаны имеют чёрный цвет с лёгким фиолетовым отливом.

Нагнетание теневого рисунка проявляется в сгущении красок, стягивании ярких, светлых цветов в сторону более тёмных тонов. В натюрморте представлена часть кухонного гарнитура, при этом художником воссоздана фактура дерева с эффектом патины. Кухонный гарнитур представлен в затемнённой части холста, образуя контрастное сочетание со светлыми элементами натюрморта. Художник играет со светом, уделяя ему второстепенное значение. Большее значение в картине придаётся теневым отношениям. Именно благодаря соотношению контраста, рисунка теней вылепливается объём предметов, которые выстраивают натюрморт. Художник чётко работает с фактурой, передаёт точное ощущение материала, его теплоту или наоборот прохладу. Тёплые оттенки в «Натюрморте с баклажанами» скорее присутствуют как элементы, цветовые фрагменты. Оранжевые фрукты, светло-жёлтые блики придают изображению необходимый колористический баланс и гармонию. Для натюрморта характерна градация холодных оттенков, что выстраивает цветовую структуру холста. Кроме того, рисунку свойственна полупрозрачная акварельная структура. В то время, как натюрморт создан в технике масляной живописи, для которой в первую очередь характерно нанесение плотного красочного многослоя. Используя масляные краски довольно непросто добиться эффекта акварельной дымки и хрупкой полупрозрачности образов. Напротив, изображение зачастую смотрится чрезмерно плотным, утяжелённым многими слоями краски.

Изображение натюрморта насыщено разнообразными предметами, драпировками, деталями. К примеру, ткань, используемая для драпировки стола, имеет усложнённую складками форму. Подчас чрезмерные, гипертрофированные, довольно крупные складки придают изображению декоративность, заполненность и насыщенность пространства. Активные складки образуют такие же активные, насыщенные тени, что делает рисунок более отчётливым, отчасти резким, остро очерченным, графичным. «Натюрморт с баклажанами» — скорее всего не живописная работа, а произведение графики. Поскольку ведущим для художника в полотне являются контрастные свето-теневые решения, чёткий линейный рисунок, графичность, нежели красочность, резкий контраст, нежели пастельная размытость и неясность очертаний и мягкость форм.