Рембрандт — Ночной дозор

Картина Рембрандта "Ночной дозор"

В январе 1642 года Рембрандт получил заказ от корпорации стрелков на групповой портрет волонтерской стрелковой роты, членами которой являлись самые богатые и влиятельные амстердамские бюргеры. Художнику было предписано в обязательном порядке изобразить на картине шестнадцать офицеров — правящую верхушку корпорации во главе с капитаном Франсом Баннингом Коком: не зря же каждый из них внес сто гульденов за право быть запечатленным наравне с другими… Написанная к лету картина получила название «Выступление роты стрелков капитана Франса Баннинга Кока» и вызвала громкий скандал.

Подобные сцены изображались обычно в виде дружеской пирушки, где портретируемые группируются за столом вокруг председателя. А что же у Рембрандта? Из глубокого мрака прямо на зрителя движется группа вооруженных людей, озаренная непонятной природы светом. Этот струящийся слева, мерцающий свет выхватывает из мглы то фрагмент фигуры, то половину лица, то поблескивающий шлем — и в то же время полностью освещает фигуру разодетой в шелка и золото маленькой девочки, невесть откуда появившейся среди стрелков…

Что означает ее присутствие? И зато ли почтенные корпоранты уплатили по сто гульденов, чтобы маячить где-то на заднем плане, в темноте, или робко выглядывать из-за чьей-нибудь спины или скрещенных копий? И почему вместо шестнадцати человек, внесших деньги художнику, здесь изображено двадцать восемь? Разве могли убедить заказчиков доводы Рембрандта о том, что для создания атмосферы оенной тревоги и усиления впечатления надвигающейся на зрителя массы он увеличил количество персонажей, а для выражения идеи борьбы света и мглы ввел в композицию фигуру ребенка?..

Не узнавший себя на полотне Рембрандта капитан Баннинг Кок потребовал от него возврата денег и поручил живописцу ван дер Хельсту «переделать картину», однако тот был настолько восхищен творением своего коллеги, что ответил решительным отказом.