Рембрандт — Пир Валтасара

Картина Рембрандта "Пир Валтасара"

Вавилонский царь Валтасар (VI в до н. э.) устроил большой пир со своими придворными, женами и наложницами. Они пиши во славу языческих богов из золотых и серебряных кубков, похищенных отцом Валтасара, Навуходоносором, из храма Соломона в Иерусалиме. Вдруг в самый разгар пира в ярком сиянии появилась чья-то рука и начертала на стене дворца таинственные огненные письмена, смысл которых никто не мог понять. Царь пришел ужас, и «колени его стали биться одно о другое» (Дан., 5:6), и послал он за пророком Даниилом, которого отец его поставил «главою тайновидцев». Даниил открыл ему, что слова эти предвещают падение Вавилонского царства и смерть самого царя. «В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит» (Дан., 5:30).

Эта история, впрочем, как и другие из первой части Книги Даниила, не имеют исторической основы, ее целью было «укрепить» иудеев примерами якобы из их прошлого в тот период, когда они подвергались особо жестоким гонениям. Валтасар в христианском искусстве олицетворяет тип Антихриста, столпа язычества. В XVII веке сюжет пира Валтасара считался примером того, как «нечестивое веселье неизбежно влечет за собой скорбь».

На картине мы видим типичную для Рембрандта игру света, льющегося из разных источников, и ощущаем повышенный драматизм, достигающий вершины эмоционального накала в перепуганном выражении лица Валтасара и той самой, ослепительно сияющей на стене надписи «сочтено, взвешено, разделено». Необычайно выразительна поза женщины, которую Валтасар, похоже, пытается заслонить рукой от источника таинственного света. Подобной позы мы не видели ранее и не увидим более картинах Рембрандта. В ужасе отпрянув, женщина опрокидывает бокал: мы видим выливающеея на рукав ее платья вино…