Ренуар — Портрет актрисы Жанны Самари

Картина Ренуара "Портрет актрисы Жанны Самари"

Очаровательная актриса театра «Комеди Франсез» Жанна Самари всегда привлекала внимание Огюста Ренуара. Он находил в ее внешности и характере особое неуловимое очарование. Надо сказать, что симпатия художника была взаимной. Однако, как остроумно заметила артистка, Ренуар был совершенно не создан для семьи — он сочетался браком с каждой женщиной, которую рисовал.

Небольшое по размеру полотно стало одним из самых узнаваемых шедевров мирового культурного наследия. В нем максимально использованы принципы импрессионизма. Правда, некоторые искусствоведы считают его не самостоятельной работой, а подготовительным этюдом к большому, парадному портрету актрисы.

Жанна Самари жила недалеко от мастерской живописца и сама приходила к нему позировать. Делала она это, надо заметить, довольно свободно и иногда пропускала сеансы, что огорчало и сердило Ренуара. Работая над портретом, художник дорожил каждой минутой — комната, в которой он трудился, хорошо освещалась только в течение несколько часов.

Искусство Ренуара было таким же искренним, как и его взгляд. По мнению живописца, «теории не помогают написать хорошую картину, чаще всего ими пытаются прикрыть недостаток выразительных средств». Наверное, поэтому в среде современников Ренуара картина вызвала серьезный резонанс и критику, ведь художник вопреки канонам академической живописи наносил мазки свободно, используя довольно необычное сочетание розового и зеленого цветов, которое до него мало кто осмеливался применить. В правой части холста сразу же поверх розовой краски завитками положена синяя, тем не менее это не портит целостность изображения.

Несмотря ни на что, работа художника сразу завоевала расположение зрителей. Возможно потому, что и модель, и автор картины одинаково увлеченно и радостно воспринимали окружающий мир. Почти все полотна Ренуара пронизаны радостью жизни, беззаботностью и здоровой чувственностью. Портрет Жанны Самари не исключение. Художнику сполна удалось передать ее природную привлекательность, озорство и непосредственность. Актриса выглядит поразительной красавицей: ее рыжевато-золотистые волосы оттеняют лицо с резко очерченными дугами бровей, глубоким взглядом синих глаз и правильными линиями носа и губ. Хотя справедливости ради стоит отметить, что проникновение в психологию модели у Ренуара достаточно поверхностно. Он больше очарован наружностью, нежели внутренним миром актрисы. Но такова особенность импрессионизма.