Рерих Н. К. — Путь на Кайлас. Серия «Святые горы»

Рерих "Путь на Кайлас"

Картина Николая Рериха «Путь на Кайлас» включена в серию «Святые горы». Эта работа в технике темперной живописи написана в 1933 году. Кайлас – одна из вершин одноимённой горной цепи. Высота данной горной вершины достигает свыше шести тысяч метров. Кайлас обладает особой структурой. Для горы характерна четырёхгранная пирамидальная форма. Усложнённый образ многогранной вершины дополняется пространством больших снегов. «Снеговая шапка» лежит плотным белым тоном.

Картина Рериха «Путь на Кайлас» рисует перед нами образ далёкой горной вершины, исполненный света, где кажется, что застыло время, а пространство воспринимается как момент вечного бытия. Смысл живописного полотна заключен в самом названии работы. «Путь на Кайлас» олицетворяет собой вечное движение к свету, к истине, постоянный поиск правды. Яркий белоснежный образ Кайласа напоминает поэтический образ «кормчих звёзд», которые источают свет и направляют странников в их долгих поисках верного пути. Гора Кайлас возвышается над землёй, при этом неразличимым предстаёт само подножие гор. Оно словно утопает в мягком плотном тумане, похожем на зелёную дымку. Этот загадочный эффект задымлённости придаёт ощущение призрачного, отчуждённого от всего привычного, мирского бытия. Прожилки гор, глубокие тени, скалистые грани наполнены схожим зелёным свечением. Картина практически монохромна. В ней использовано преимущественно два основных цвета, которые создают рисунок благодаря выстраиванию светотеневых контрастов. Белоснежный Кайлас обыгрывается тонально, благодаря необычной цветописи. Небо, воздух, туманы – всё здесь, кажется, дышит этой «зелёной волной». Образ гор получился живой, подлинно настоящий. В изображении нет ничего лишнего, для картины характерна этюдность и определённая недосказанность. Образ получился неуловим и лиричен, и одновременно строг и ясен. Использование художником темперных красок создаёт явление зыбкого, матового воздуха, в котором тонут и гаснут яркие лучи солнца. Небо точно подсвечено изнутри, несмотря на то, что выписано в едином тоне.

Николай Константинович Рерих по-особому видел и понимал этот мир. Художник во всём замечал и чувствовал не только предметную реальность, но и мир духа. Быть может, именно поэтому все художественные образы Рериха наполнены светом, редкой духовностью и особой идеей святости.

Опубликовано в категории