Рерих Н. К. — Святой Сергий Радонежский

Рерих "Святой Сергий Радонежский"

Николая Константиновича Рериха как тонкого художника и ценителя красоты притягивали сложные, великие образы, будь то горные вершины или герои духа. В творчестве Рериха присутствует исключительный цикл живописных работ. Художник создаёт серии «Святые горы», серии, изображающие подвижников духа, святых. Изображение святых, героев духа показывает, на какую высоту может возвыситься дух человека, какой несокрушимой и сильной может быть вера. Вершины гор и вершины духа человеческого – вот ключевые мотивы творчества Рериха. Николай Рерих создаёт немало картин, связанных данной темой, одной из которых по праву можно считать полотно «Святой Сергий Радонежский», написанное им в 1932 году. Нелёгкая задача стояла перед художником – воплотить образ святого. В данной работе художник намеренно отходит от вековых традиций и религиозных канонов изображения. Кроткое спокойствие читается в облике Сергия Радонежского. Это истинный символ великой духовности и нравственности. Создавая подобные великие полотна, художник помогает нам более вдумчиво и с трепетом относится к образам великих исторических личностей, обратиться к описаниям жизни и дел святых, во имя просветления собственной жизни и поиска истины.

Рерих особенно ценил явление такого святого, как Сергий Радонежский. Этому образу художник посвятил не один картинный сюжет. Полотно «Святой Сергий Радонежский» написано в 1932 году и в настоящее время хранится в Третьяковской галерее. Художник изобразил Святого Сергия как центральный персонаж, крупно, объёмно и во весь рост. Рерих лишь отчасти соблюдает традиционную для иконописи манеру изображения. За тонкой, высокой фигурой святого выписан русский монастырь. Яркий образ монастыря выписан открытыми, нетрадиционными для ортодоксальной, канонической живописи цветами с использованием оттенков розового и жёлтого. Монастырь символизирует радость прославления учения святого, светлое ликование учеников, прославляющих великое слово Сергия Радонежского. Фрагментарно изображёны идущие воины с образом святого. Этот образ напоминает нам об исторической встрече святого Сергия и Дмитрия Донского перед Донским побоищем. Чуть позже Куликовская битва оказалась великой победой, ярким примером силы духовного начала русского народа и его веры. Изображение Всевидящего Ока на самом верху полотна являет собой древний божественный знак. Вся картина точно подчинена этому великому божьему миропорядку, устройству всего мира подобно святилищу. А сам Сергий Радонежский держит перед собой храм – символ духовного возрождения России. Россия заключает в себе этот великий образ храма, а знак святой троицы на материи святого призван оберегать и направлять Россию к свету в трёх временных измерениях.

В нижней части холста выведена красивым старинным орнаментально-декоративным видом письма надпись, смысл которой показывает силу предчувствия Рерихом приближающихся неизбежных и страшных испытаний для России. Несмотря ни на что художник верил в свою страну, которая не принимала творчество Рериха вплоть до самой смерти художника в 1947 году. Однако он до конца верил в будущее величие России, ценил великое прошлое родной земли.

Опубликовано в категории