Рерих Н. К. — Тибет. Гималаи

Картина Рериха "Тибет. Гималаи"

В творчестве Николая Константиновича Рериха велик интерес мастера к редким уникальным в своём роде культурным общностям, религиозным учениям, островкам духа среди промышленного двадцатого века. Прогресс, расцвет цивилизаций тяготил художника чрезмерной урбанистичностью и бездушностью. Было слишком много техники, быта, однообразных форм и идей, что Рерих увлекается образами гор и особых людей, живущих в таинственных предгорьях этих миров.

Картина Рериха «Тибет. Гималаи» проникнута восторгом этих великих мест и мира гор. Работа написана в 1933 году в темперной манере. Для полотна характерна преимущественно холодная цветовая гамма. Большую часть пространства картины занимает изображение гималайских гор и занесённого снегом тибетского поселения, слегка освещённого лучами заходящего солнца. Пространство неба заявлено лишь отчасти, напоминая ускользающий, теряющий свою насыщенность цвет. Цветовая растяжка в рисунке неба начинает постепенно разрастаться от совсем светлого горизонта к более насыщенным голубым краскам. При этом художник избегает слишком ярких «царапающих» цветов, используя темперу для создания мягкого нежно-туманного неба, где лишь очень высоко-высоко можно заметить и различить лёгкое дыхание ветра. Гималаи представляют собой образ скалистых гигантов, от которых исходит сила и твёрдость камня, свет и голубовато-синяя прозрачность великих снежных вершин.

Рисунок гор схож с декоративно-орнаментальной композицией какого-нибудь яркого батика или гобелена. Одни скалистые, острые вершины белых, синеватых оттенков чередуются точно калейдоскопические варианты, когда цвета перемешиваются, образуя красивые колористические сочетания. Плотная структура гор окружает, словно допуская в своё пространство льдов и снега, резкого горного климата, небольшое, кажущееся сонным тибетское нагорное царство. Тибет, его живописный образ расположен в самом предгорье, напоминая по форме своего устройства горный силуэт или пирамидальную композицию со множеством граней. Образ тибетских строений получился отчётливым, выразительным благодаря контрастному изображению. Рыжевато-холодные солнечные лучи плотным потоком упираются в строения на самом верху снежного тибетского «государства». Образ, погружённого в большие снега, Тибета являет собой древний, скрытый в тени гор и веков, мир. Мир этот едва различим и словно бы сращён с самим миром гор. Жизнь Тибета сродни вечному существованию Гималаев. Мир этот неспешен, созерцателен, возвышенно прекрасен в своём отважном стремлении к холодному ярко-синему воздуху святого небесного мира, мира великих праведных гор.

Опубликовано в категории