Серов В. А. — Пётр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте

Серов "Пётр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте"

В 1900 году Валентин Александрович Серов создаёт необычное по технике исполнения полотно «Пётр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте». Для создания картины художник использовал картон, темперные и гуашевые краски. Полотно вышло оригинальным, броским, отчасти агрессивным.

Картина имеет композиционную выстроенность, которая изображает стремительность и быстроту погони. На пёстрой плоскости холста всё точно перемешалось, переплелось. Линии, формы, пятна цвета словно попали в вихрь скорости и настойчивого стремительного преследования. Отрывистые нервные штрихи краски неудержимым неостановимым потоком проносятся мимо невольных свидетелей подобного события.

На картине «Пётр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте» представлен пасмурный осенний день. Тёмные серые краски в полной мере вырисовывают ненастную погоду с резкими порывами ветра, облаками, окутывающими всё вокруг волокнами серого цвета, убавляя и до того тусклый свет.

Фигуры Петра II и цесаревны Елизаветы во всём требуемом по данному случаю убранстве врываются в наше сознание, разрывая привычную нам действительность, наполняя её ощутимыми звуками и быстро меняющимся, беспрерывно мелькающими образами охоты.

Для данной живописной работы характерно предельное ощущение динамики и открытого движения. Восприятие действительности убыстряется, учащаются наши чувства, картинки окружающего так и мелькают, позволяя нам рассмотреть их более тщательно, ухватив все возможные нюансы и детали.

Картина заражает своей летящей скоростью, порывистой, «ударной» сюжетикой. Всё это превращает работу в изображение, которое нельзя назвать тривиальным, «чахлым» и неинтересным. Отнюдь, работа получилась активной, неудержимо изменяющей свои очертания. Картина выглядит набросочно, этюдно. Подобному ощущению способствует в первую очередь изобразительные приёмы, которые применил автор полотна, используя технику темперы. Всё это придаёт простоты и одновременно сложности картине.

Картинная плоскость ощущается лёгкой, одномоментной, мимолётной благодаря отсутствию многослойности и нагромождений красочных слоёв, присущих масляной живописи.

Характер линий, самого композиционного рисунка придаёт картине подобие волнующейся неспокойной поверхности. Пространство полотна наполнено движением, эмоциями азарта и приятной взволнованности. Изображение, напоминая графичный, контрастный рисунок, настолько динамичный, что готов преодолеть нерушимые пространственно-временные границы стать частью нашей действительности. Слишком много энергии содержит эта картина, чтобы её можно было удержать в узких и тесных границах подобного холста. Образы картины рвутся за её предел, не вмещая в картину все «излишки» чувств, силы и красоты погони.

Опубликовано в категории