Серов В. А. — Портрет А. М. Горького

Картина Серова "Портрет А.М. Горького"

«Портрет А.М. Горького» написан в 1904 году и в настоящее время хранится в Музее-квартире А.М. Горького в Москве. Валентин Александрович Серов ухватил самое главное в образе А.М. Горького и воплотил это в своей портретной работе.

Непросто создавать портрет великого русского писателя. Для этого требуется понять его как личность, понять его как человека. Писать портрет – сложная вдумчивая работа, а создавать портрет гениальной личность вдвойне ответственно, сложно, но всегда интересно и значительно. На портрете изображён молодой писатель, активный в своём творчестве и в борьбе за человеческие идеалы.

А.М. Горький облачён во всё чёрное, что подчёркивает его отличие от окружающего мира ненужной пестроты, пошлости и грубости. Писатель словно доказывает, что-то утверждает. Перед нами человек твёрдый, убеждённый, уверенный в высоких идеях и образцах. А.М. Горький не только выдающийся писатель своего времени, но и сильный философ и крупный мыслитель. Таким образом, «Портрет А.М. Горького» являет перед нами не только человека высокого уровня художественного слова, но и человека-творца великих идей, великих мыслей.

Для А.М. Горького как писателя характерно умение донести свои взгляды, убедить окружающих в правильности, доказать какие-то свои выводы, попытаться их объяснить или опровергнуть, но всё-таки найти верное доказательство своих гуманистических, философических размышлений и умозаключений.

Портрет лаконичен, сдержан, прост, здесь нет нестандартных колористических решений, композиционных уловок. Для изображения характерна этюдная незаконченность, сниженная прорисовка и отсутствие детализации. Особый стиль, художественная манера полотна прорисовываются через беглый штрих, открытые, лишённые полутонов и оттенков, цветовые «блоки».

Фигура А.М. Горького выглядит размашистой, слишком крупной для плоскости холста. А.М. Горький слишком велик, необъятен, что его образ не вмещается в узкие, тесные рамки портретного изображения. Эта невольная скованность, стиснутость в координатах художественного произведения точно ещё больше подчёркивает внутреннее горение, неуспокоенность писателя, его порыв, непрерывное движение мысли. Характер, личность писателя читается во взгляде, в движении рук, в целом соединяясь в общий сильный энергетический поток, поток сознания, мыслей, чувств великого писателя. Это непросто портрет – это символ эпохи, символ времени. Взгляд с портрета – это больше, чем взгляд, это больше, чем жизнь. Это моменты истории, о которых нельзя забывать, как нельзя забывать о своей собственной жизни, чтобы ни в коем случае её не растратить, не израсходовать на глупые удовольствия и псевдоидеалы.

Опубликовано в категории