Серов В. А. — Портрет княгини З.Н. Юсуповой

Картина Серова "Портрет княгини Юсуповой"

Валентин Александрович Серов пишет в 1902 году прекрасный, исполненный изящества, портрет княгини З.Н. Юсуповой. По своему воплощению работа имеет определённую сложность, ответственность, твёрдость в своей реализации. Необходимо обладать высокой степенью мастерства, чтобы иметь право создавать изображения людей значимых, людей выдающихся.

«Портрет княгини З.Н. Юсуповой», несмотря на нетривиальность, необычность образа, благодаря той художественной манере, в которой картина написана, воспринимается больше как живое, обыкновенное явление, реальное и правдивое без натянутых жестов или придуманной композиции. Отнюдь, построение планов довольно естественно, просто, основные линии рисунка обозначены плавно и ясно.

Цветовая гамма полотна подобрана также тщательно и умело. Оттенки выбраны нежные, полупрозрачные, воздушные. Отчего и без того богатый интерьер сияет, мерцая струистым отблеском. Оттенки белого, перламутрового, жемчужного образуют богатую, насыщенную палитру, которую хочется рассматривать, отмечая малейшие изменения и нюансы тех или иных тонов.

Лёгкий наклон головы, слегка выдвинутая вперёд фигура княгини служит тому, что перед нами проступает картина реальной сиюминутной жизни. И жизнь эта неспешно протекает среди прекрасных интерьеров, дорогой мебели во всём убранстве роскоши, редких тканей, причудливых узоров.

Образ княгини элегантен, выразителен и мягок. Сочетание чёрного и белого, их выдержанная соотнесённость выстраивает весь ритм картины, образуя узловые «точки силы», свето-теневой «замысловатости».

Портрет княгини смотрится естественно, в нём нет ничего надуманного, каких-то застывших или излишних движений. В этом отношении изображение гармонично, его отличает равновесие цвета, пропорций, композиционных акцентов чёрного. Изображённые на портрете вещи гармонируют между собой либо по линии цвета, либо имея схожий рисунок, общий пастельный колорит.

Хрупкие, нежные оттенки, хрупкие линии роднят данный портрет с японской живописью, наделяя портретное изображение сложными культурными подтекстами. Портрет написан художником так, что он больше всего напоминает быстро запечатлённую без длительной прорисовки работу, то есть скорее фотоснимок, нежели картину в стиле масляной живописи, с присущей для неё трудоёмкостью воплощения, зачастую тяжестью изображения, его перегруженности за счёт многослойности.

Кроме того, для портрета характерно особым образом организованное освещение. Свет словно охватил собой все части картины, заполнив собой все пространственно-временные грани, обогатив формы необходимым отсветом и блеском.

Портрет служит утверждением света, уверенности, не кричащей, но твёрдой убеждённой силы.

Умеренный мягкий колорит подчёркивает графичность полотна, его тонкость, а скорее всего, утончённость линий и форм. Перед нами белоснежное ослепительное сияние аристократии, сияние высшего света.

Валентин Александрович Серов показал всё великолепие княгини, но сделал это тонко, превратив невероятное раздражающее многих великолепие в красоту искусства, красоту красок. Сквозь всё это напускное Серов показал не просто великолепную княгиню, возможно строгую и нетерпимую, он изобразил человека, характер которого нам ещё пока непонятен, но отчётливо виден.

Опубликовано в категории