Жорж Сёра — Мыс дю Ок в Гранкане

Картина Жоржа Сёра "Мыс дю Ок в Гранкане"

Работая над очередным крупным полотном, Сёра сначала делал эскизы на пленэре, а затем закрывался в парижской мастерской и приступал к написанию окончательной версии картины. Наерное, поэтому он очень часто чувствует потребность вырваться из Парижа в провинцию, в надежде, что перемена места отвлечет его и даст некоторую передышку. Летом 1885 года Сёра останавливает свой выбор на Гранкане, небольшом рыбацком порте Кальвадосе. Однако художник не склонен к праздности. Он обошел все побережье, то тут, то там делая наброски; он и впрямь устроил себе каникулы, ибо, по его собственному признанию, эти небольшие этюды «прежде всего доставляли ему радость».

В отличие от своего друга Синьяка, Сёра отдает предпочтение не ослеительному средиземноморскому солнцу, а ласковым и мглистым норманским пляжам. Кроме того, это побережье дает ему возможность сравнить свои работы с картинами Моне, Мане и Курбе, которые бывали ранее в этих же местах со своими мольбертами. Первые произведения Сёра на морскую тематику еще относительно близки к импрессионистическому методу. Однако полотна, которые художник привозит из Нормандии, очень отличаются от картин, написанных здесь его предшественниками, а «Мыс дю Ок в Гранкане» — наилучший тому пример.

Все свои усилия Сёра вкладывает в разработку темы. Его вдохновляет вид скалистого утеса, монументальный силуэт которого господствует над морскими просторами, касаясь линии горизонта. Море кажется безбрежным. Буйная растительность покрывает скалу, становясь на этой картине как бы символом жизни — в противовес четкой линии горизонта, вязкому и спокойному бесконечному морю, скованному тишиной. В отличие от Моне или Курбе, Сёра ищет спокойный мир, а не волнующееся море или небо,покрытое грозными тучами. Работая над этой картиной, Сёра оттачивает свою технику. Он наносит на холст точечные мазки чистых цветов, каждый из которых передает один из оттенков видимого цвета предметов. На его палитре расположились одиннадцать красок. Смешивание их с белилами в разных пропорциях позволяет художнику получать плавные переходы цвета и тона, воспроизводя тем самым хроматические нюансы во всем их разнообразии. Ни один неожиданный контраст не испортит эту воздушную гармонию.

Эта картина оставляет впечатление безмятежного покоя, бесконечного пространства и, одновременно, — дремлющей силы и мощи морской стихии.