Жорж Сёра — Парад

Картина Жоржа Сёра "Парад"

Представленная на Четвертом Салоне Независимых картина «Парад» была с недоумением принята даже верными поклонниками Сёра. Друзья художника осторожничали, однако не могли скрыть своего разочарования. «В этом новом для него поиске эффектов, обусловленных газовым освещением, — писал Гюстав Кан, — Сёра не достигает того гармоничного и пленительного впечатления, какое производили его «Натурщицы». Критики же и вовсе не пощадили «Парад», утверждая, что картина «имеет жалкий вид, грешит скудостью силуэтов и неумело нюансирована». Они дезориентированы, потому что Сёра пошел неизведанной им до сих пор дорогой. И хоть ему уже случалось делать несколько рисунков с изображением спектаклей, но никогда он не работал с этой темой маслом. После этой первой пробы появятся новые работы с этой тематикой — «Канкан» и «Цирк». Таким образом, Сёра продолжает одну из традиций живописи XIX века, посвященную изображению сцен из театральных и цирковых постановок того времени. Эти мотивы были отражены в творчестве таких художников как Домье, Дега, Тулуз-Лотрек, Ренуар и многих других.

Глубина и перспектива полностью отсутствуют в «Параде». Окаймленная сверху желтыми огнями газовой лампы, а снизу — рядом зрителей, сцена развертывается наподобие ленточного риза, разделенная на две половины фигурой тромбониста в заостренной шапочке на голове. Справа в профиль стот режиссер и клоун, слева в анфас и на некотором удалении — три музыканта, располагающиеся на равном расстоянии друг от друга. Расположение персонажей и предметов продиктовано строгой образной геометрией произведения. Существуют лишь гармонии тона, оттенка и линии, которые, в основном,и создают впечатление от картины. Сёра вторгается в область чистой живописи. Он мог бы обойтись без сюжета вовсе, поскольку сюжет становится лишь предлогом для подчиняющегося особым законам феномена — абстракции. Основной смысл этой загадочной картины, как выразился один из критиков, в желании «понять явление полумрака», а также игру теней, света и цвета, которые в сумерках приобретают «специфическую тональность».

«Парадом» Сёра еще раз доказывает универсальность своей техники, которая может не только передавать эффекты дневного света, но открывает большие возможности для работы над ночными сценами (ноктюрнами).