Жорж Сёра — Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт

Картина Жоржа Сёра "Воскресенье после полудня на острове Гранд Жатт"

22 мая 1884 года — знаменательный день, когда Сёра отправился на остров Гранд-Жатт и приступил к написанию одной из самых известных своих работ. Ее размер столь же масштабен, как и у «Купания в Аньере», разница заключается лишь в более сложной и тщательно продуманной композиции.

Художник трудился над картиной два года. Он делал многочисленные зарисовки будущих персонажей и местности, подвергал все скрупулезному анализу, уделял особое внимание сочетанию и дозировке цветов. На первом этапе работы был написан пейзаж: река, деревья, участок с двумя судами и парусной лодкой. Затем на холсте появилось более 30 персонажей: среди них не только люди, отдыхающие на берегу Сены, но и животные — собаки, обезьянка на поводке. Чье изображение должно остаться на полотне, а чье нужно отбросить или переместить на задний план, Сёра решал исключительно в мастерской. Он компоновал модели до тех пор, пока не достиг идеального их сочетания. Картина напрочь лишена динамики, хотя на ней изображены порхающие бабочки. Но даже они кажутся приколотыми к холсту. В завершение работы Сёра написал цветовыми точками обрамление, дополнив таким образом основные цвета полотна.

В своей картине художник использует иронию и сарказм. Он нарочито подчеркивает нелепую чопорность дамы, прогуливающейся с забавной обезьянкой. Образ этой женщины олицетворяет представительниц древнейшей профессии — в то время проституток в Париже называли обезьянками. Женщина с удочкой в руках — еще одна иллюстрация дамы легкого поведения. Сёра играет со значением глагола perher, который во французском языке имеет два значения — «грешить» и «ловить». Заброшенная удочка как бы намекает на то, что барышня «ловит» мужчин. Ее ярко-оранжевый наряд привлекает внимание и выделяется на фоне синей воды.