Шишкин И. И. — Дождь в дубовом лесу

Иван Иванович Шишкин не просто выдающийся художник, но, прежде всего, великий мастер пейзажной живописи. Больше всего художник любил создавать лесные пейзажи, изображая буковый, сосновый, дубовый леса. Шишкин любил и восхищался природой, красотой и могуществом деревьев, долин, рек. Рощи, лесные дали становились излюбленными образами Ивана Ивановича Шишкина. Даже создавая несколько пейзажей соснового бора, художник стремился передавать в каждом из них своё особое состояние.

Пейзаж «Дождь в дубовом лесу» написан в 1891 году, на исходе века девятнадцатого. Этот красивый пейзаж, великолепный образец станковой живописи является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

Сюжетика пейзажа «Дождь в дубовом лесу» наполнена лирическими мотивами. Полотно очень поэтично, тонко, созерцательно. На картине изображены трое путников. Двое из них бредут по дубовому влажному лесу неспешно, едва укрываясь от дождя под зонтом. Другой, одинокий путник, не пытаясь укрыться от дождя, торопливым шагом удаляется вглубь полотна, всё дальше и дальше в густой влажный туман и лесную чащу.

«Дождь в дубовом лесу» — пейзаж, который призван передать всю красоту влажного лесного воздуха, запах травы, дубовых листьев, призрачное сияние света после дождя, состояние тумана, наполняющего всё вокруг тишиной и покоем.

Дубовый лес очень красив, усеян солнечными бликами, которые отражаются в наполненном влагой лесном воздухе. Пейзаж искрится, струится теплом, всё вокруг парит, дышит, живёт.

Глубина леса наполнена плотным молочным туманом. Очертания деревьев вдали словно растворены в этом туманном дурмане. Образ тумана придаёт полотну загадочности и лёгкой таинственности. На фоне белесоватой стены тумана отчётливее смотрятся изображения деревьев. Обильная листва дубов сверкает, сквозной свет придаёт пейзажу состояние тихой безмятежности и неги. Солнце кое-где скользит по мощным стволам деревьев, расцвечивая их и несколько рассеивая и смягчая слишком густой туман.

Передний план картины исполнен детализации, подробной прорисовки различных травинок, камней, мха. При этом художником используется разнообразная палитра, всё это делает более выразительными и заметными рефлексы и полутона. Воздух ощущается как отдельное явление, живое, трепещущее, зыбкое, готовое растаять, исчезнуть вместе с этой растёкшейся по лесу туманной дымкой.

В целом, пейзаж очень мягкий, хрупкий, композиционно многоплановый. Светотень подчёркивает меняющееся на глазах атмосферное состояние природы, подчёркивает зыбкое равновесие между картинными планами и красочными слоями пейзажа.

Пейзаж Шишкина пульсирует и живёт в нашем сознании не только как образ, но и как запах, как пение лесных птиц, как лесной воздух, как знакомый с детства шорох дождя в лесу.

Опубликовано в категории