Сикстинская Мадонна — О чем спорят историки?

Сикстинская Мадонна Рафаэля.

Известное произведение искусства «Сикстинская Мадонна» великого живописца Рафаэля Санти изначально писалось для монастырского алтаря Св. Сикста в городе Пьяченце. Оно создавалось в честь победы итальянцев над французской армией, вторгшейся в Рим в 1512 г.

Полотно относится к эпохе Возрождения. В XVI веке обычно картины писали на досках, а «Мадонну» Рафаэль выполнил на холсте. Распространилась легенда, якобы понтифик Юлий Второй заказал картину для собственной гробницы. Об этом свидетельствует и величина холста – 256х196 см.

На фоне облаков изображены Мадонна, которая держит младенца Христа, слева папа Сикст II, справа св. Варвара. Снизу по сторонам расположены ангелы. Персонажи образуют треугольник. Издали создается впечатление, что дева Мария спускается с небес и смотрит зрителю в глаза. Как отмечают искусствоведы, если долго всматриваться в этот взгляд, то кажется, что он наполнен тревогой за младенца.

В ранних работах живописца образы были обращены на ребенка. В полотне «Мадонна в кресле» персонажи смотрят на зрителей.

На первый взгляд, композиция полотна проста. На самом деле картина построена в соотношении пространственных, объемных мотивов. Например, фигура Сикста тяжелее фигуры Варвары за счет мантии, но над ней занавес более громоздкий, чем над папой. Важным элементом является тиара, установленная в левом углу, она придает мотиву земную твердь, ведь Мадонна то ли парит, то ли идет по облакам.

По мнению культурологов, у Сикста II на руке изображены 6 пальцев, так как его имя переводится с латыни как «шестой». Но на самом деле это часть ладони, похожая на мизинец. Также ученые спорят насчет ангелов. Одни утверждают, что они прислонились к крышке гроба, другие задаются вопросом, почему Рафаэль Санти не нарисовал одно крыло для ангела слева.

Холст, висевший в храме города Пьяченцы, оставался практически неизвестным вплоть до 1754, тогда Бенедикт XIV разрешил Августу III вывести полотно в город Дрезден. Ранее подчиненные Августа договаривались о покупке других полотен Рафаэля, находящихся в столице Италии. Дж. Ногари создал копию «Сикстинской Мадонны», которая до сих пор хранится в монастыре Сан-Систо в Пьяченце.