Суриков В. И. — Боярыня Морозова

Картина Сурикова "Боярыня Морозова"

Полотно обладает мощной энергетикой, зрителя поражает обилие красок, величина этой картины, глубина и проникновенность образов. По заснеженной московской улице едут сани-розвальни. В этих санях, закованную в кандалы, точнее, в цепи, везут боярыню Морозову. Она вся в черном одеянии, а вокруг нее шумит московская толпа, за санями, за боярыней Морозовой бегут люди: ребятишки, любопытствующие и люди, горячо сочувствующие ей.

Здесь юродивый, который тянется за санями, нищенка, которая несмело повторяет знаковый жест боярыни Морозовой. Вся толпа участвует в этом событии. И зритель, сам того не ведая, не просто становится соучастником и свидетелем того, что представлено взору, а уже входит в эту внутреннюю атмосферу картины.

Фигура боярыни на скользящих розвальнях — центральная часть композиции, вокруг которой группируются представители уличной толпы, по-разному реагирующие на фанатичную готовность Морозовой идти за свои убеждения до конца.

У кого-то фанатизм женщины вызывает ненависть, желание поглумиться или иронию, но большинство смотрят на нее сочувствующе. Высоко поднятая в символическом жесте рука — словно прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди.

Как гласит одна из трактовок, пример боярыни духовно преобразовывает этих людей, закаляет их волю, мобилизует неведомые душевные силы. Нельзя не обратить внимание на то, сколько людей изображено на картине. Несмотря на их количество, каждый из героев обладает индивидуальностью, каждому приданы
свои особенные черты лица. Это одна из причин особой популярности картины Сурикова «Боярыня Морозова».