Суриков В. И. — Миланский собор

Картина Сурикова "Миланский собор"

Василий Иванович Суриков — выдающийся мастер изображения, обладающий исключительным талантом живописца. Реалистическая манера изображения Сурикова отличается ясностью колорита, точностью композиционного построения, лёгкостью, кажущейся простотой линейного рисунка. Суриков избрал для себя и придерживался творческого метода реализма. Между тем для ряда художественных работ мастера были характерны, в том числе и черты развивающегося в то время в Европе импрессионистического искусства.

В конце XIX века В.И. Суриков с семьёй посещает многие европейские города (Берлин, Дрезден, Кёльн, Милан, Неаполь и др.). В каждом из этих городов художник останавливается для подробного изучения и осмотра картинных галерей. Сурикова восхищают полотна французских, итальянских и испанских мастеров (Веласкес, Тициан и др.).

В 1884 году В.И. Суриков пишет нежную, акварельную работу «Миланский собор». В наше время данное пейзажное произведение можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Материалами полотна явились бумага и акварель. Картина представляет собой лёгкую пейзажную зарисовку, тёплый итальянский этюд. На суриковской акварели изображён второй по величине итальянский город – Милан, а именно, одна из центральных достопримечательностей города – Миланский собор. Соборное сооружение помещено в центре полотна и являет собой ключевой образ и выступает главной темой изобразительного ряда. Избранная мастером акварельная техника позволила автору создать оригинальное и непохожее изображение Миланского собора. Строгое здание собора, выполненное в готическом стиле, предстаёт неким итальянским замком, силуэт которого овеян серебристой прохладой, а оттенки воздуха напоминают густой, белый туман или атмосферу «бессолнечных лучей», как однажды высказался В.Ф. Ходасевич в своём поэтическом цикле «Европейская ночь».

Картину «Миланский собор» отличает пастельная колористическая гамма, мягкость, сглаженность очертаний, лёгкая размытость, «призрачность» образов. Этюдный характер изображения Миланского собора ничуть не уменьшает ощущение значительности и возвышенности, которое исходит от готического архитектурного образа собора, а напротив, подчёркивает его самобытность и состояние неуловимой, ускользающей прелести этих полутонов и холодного полусвета.