Суриков В. И. — Утро стрелецкой казни

Картина Сурикова "Утро стрелецкой казни"

Художник обратился к событиям эпохи Петра I, когда стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы — казнены. Однако непосредственно сама сцена казни не была показана, так как Суриков не стремился шокировать зрителя, его главной целью было поведать о трагической судьбе русского народа в момент исторического перелома.

Художник сделал мощный акцент на душевном состоянии приговоренных, а также мыслях и переживаниях каждого отдельно взятого героя. О чем думает каждый из них в последние минуты своей жизни? На картине два главных героя — молодой Петр, который сидит на коне около кремлевских стен, и рыжий стрелец, бросающий на царя взгляд, полный злости и одновременно неизбывного горя. Этот персонаж и есть главный эмоциональный центр картины. Пусть этот человек связан по рукам и ногам, но он никогда не смирится со своей участью. Его руки сжимают свечу с взметнувшимся языком пламени. Петр же смотрит на стрельцов не менее гневно и непримиримо. Он уверен в своей правоте и считает свое решение единственно верным.

Мысленно между фигурами стрельца и Петра можно провести диагональ, которая демонстрирует противостояние этих персонажей. Глубокий трагизм момента подчеркивает и темный колорит картины. Художник не случайно выбрал время изображения казни — пасмурное утро после дождливой осенней ночи. Это то время, когда только начинает светать, а холодный утренний туман еще не рассеялся. В этой обстановке среди мрачной толпы белеют рубахи осужденных и мерцающие язычки их свечей.

В полотне применен композиционный прием сближения планов, сокращено расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлевской стеной. Так достигается эффект огромной народной толпы, живой и подвижной, хотя в реальности изображено лишь несколько десятков персонажей. Кроме того, немаловажен и архитектурный фон картины. Пестрые главы собора Василия Блаженного соответствуют фигурам стрельцов, а кремлевская башня — фигуре
Петра I на коне.