Тициан — Три возраста

Картина Тициана "Три возраста"

В содержании этого произведения Тициана собственно пасторальные элементы причудливо соединились с приметами аллегории. Ее характеризует соединение пасторальной образности с философской проблематикой, раскрывающейся в идее трех возрастов человека, где разные стадии жизни представлены в виде двух спящих детей, музицирующей юной пары и старика отшельника, одиноко размышляющего над двумя черепами. Подобное соединение, несомненно, говорит о присутствии иносказательного значения, что вызвало к жизни ряд интерпретаций содержания картины. В ней усматривали и выражение представления о всеразрушающем времени, и аллегорию сладострастия, соединенную с идеей недолговечности земных наслаждений.

Согласно еще одной точке зрения, ее персонажи являются героями пасторального романа древнегреческого писателя Лонга «Дафнис и Хлоя». Что касается сцены со спящими детьми и Эротом, который оберегает их сон, то в ней можно обнаружить отражение представления об изначальной предрасположенности человека к греховному вожделению, сопровождающему его с самых ранних лет.

Точка зрения на картину Тициана как на аллегорию vanitas vanitatum («суета сует») выглядит достаточно убедительной: мотив двух черепов, над которыми склонился старик, служит ключом к такому толкованию. (Проводившиеся рентгенологические исследования холста показали, что изначально черепов было не два, а четыре.) В ренессансном искусстве их изображение (например, в сцене Распятия) выступало в качестве недвусмысленного символического напоминания о греховности человека, наказываемой смертью. Это представляется возможным и в случае с картиной Тициана, где мрачные приметы выразительно оттеняют эротическую сцену на переднем плане. В данной связи отнюдь не случайной подробностью оказывается то, что паре молодых любовников, в чьем дуэте воплотилась идея полноты чувственных наслаждений, в пейзажном пространстве картины в качестве моральной альтернативы противостоит здание церкви, хотя и отнесенное на задний план, но все же хорошо заметное среди остальных мотивов ландшафта.