Тициан — Вакх и Ариадна

Картина Тициана "Вакх и Ариадна"

Согласно версии Катулла, безутешная Ариадна, покинутая Тесеем, бродила по берегу моря, где ей повстречалось вакхическое шествие во главе с богом виноделия, восседавшим на запряженной пантерами колеснице. Пораженный красотой Ариадны, Вакх полюбил ее с первого взгляда.

В «Вакхе и Ариадне» четко выделен главный в сюжетном отношении эпизод встречи смертной женщины и небожителя. Его художественное решение отличается поразительной сложностью содержания и образной глубиной. Психологическое напряжение, исподволь нарастающее в группе неистовствующих вакхантов и менад, достигает кульминации в стремительном порыве Вакха, выпрыгивающего из колесницы навстречу возлюбленной. Его застывшая в воздухе фигура фиксирует геометрический центр картины, связывая ее композиционные элементы в единое целое и одновременно переводя зрительское внимание от сцены оргии к одиноко бредущей вдоль берега Ариадне. Всеми своими мыслями еще обращенная к прошлому, она уже открыта навстречу будущему. Эта драматическая ситуация перехода от одного этапа жизни к другому с удивительной ясностью выражена в пространственном развороте ее фигуры, преобразующем прежнее движение вслед за уплывшим Тезеем в мгновенный порыв навстречу божеству виноделия.