Тициан — Вознесение Богоматери (Ассунта)

Картина Тициана "Ассунта (Вознесение Богоматери)"

В качестве содержания алтарной картины, предназначенной для украшения храма, вполне могли послужить традиционные сюжеты, связанные с темой Марии или же традиционное для итальянского искусства Раннего Возрождения Святое собеседование, однако Тициан решил по-иному. Выбранный им сюжет — покидая землю, на которой толпятся взволнованные происходящим у них на глазах чудом апостолы, Мария возносится на небо, где ее ожидает Бог Отец, — позволил показать сложную гамму чувств героев. Однако за многообразием эмоциональных реакций стоит тонкий художественный расчет, вся «оркестровка» различных мотивов проведена безукоризненно точно, так что в итоге разрозненные поначалу мотивы сливаются в единую мощную по звучанию драматическую тему, кульминацией которой служит вознесение Богородицы к вечной жизни и ее соединение с Творцом.

В изображении фигуры Богоматери с распростертыми руками оживает иконографический тип Оранты, каким он сложился еще в раннехристианском искусстве, а
сияние золотисто-желтого фона в верхней части картины навевает ассоциации с выложенной золотой смальтой поверхностью конхи апсиды в византийском храме.