Только одна картина — Илья Ефимович Репин «Не ждали» (1884)

Youtube

Цикл познавательных передач «Только одна картина»

Серия 4: Илья Ефимович Репин «Не ждали» (1884)

Картина, показанная на XII передвижной выставке, входит в повествовательный цикл, посвященный судьбе русского революционера-народника. Символический пунктир этой судьбы, особенно внятный современникам, обозначен изображениями на стенах комнаты: портреты Шевченко и Некрасова, кумиров революционного студенчества 1870-х годов; между ними — гравюра Христос на Голгофе: сравнение народнического подвижничества с жертвенным служением Христа относилось к числу весьма популярных аллегорий. Справа, на боковой стене — широко известная и узнаваемая современниками фотография Александра II в гробу. Это напоминание об убийстве царя-освободителя народовольцами. Картина появилась на выставке вскоре после амнистии ссыльным народовольцам. В контексте таких напоминаний о » мятежах и казнях» , омрачивших » начало дней» царствующего монарха, появление ссыльного в стенах родного дома получает характер неожиданного чудесного явления с порога небытия, иначе говоря — воскресения. В очерке силуэта и позе матери, поднимающейся с кресла навстречу сыну, отчетливо узнаваема иконография фигур, созерцающих чудесные явления в сюжетах Воскрешение Лазаря, Христос в Эммаусе и т. п. В ближайшей перспективе этот мотив имеет аналогию в картине Иванова Явление Христа народу. Русская история как часть всемирно-исторической драмы, неожиданно, вдруг втеснившейся в интерьерный семейный круг, или, выражаясь словами Достоевского, » вечность на аршине пространства» , — таков был замысел Репина, потребовавший долговременного труда: фигура и особенно лицо входящего несколько раз переписывались уже после того, как картина была выставлена и приобретена Третьяковым. Моделью для главного героя послужил, в частности, Всеволод Гаршин. » Этой кротости, этой голубиной чистоты в человеке мне еще не приходилось встречать. Как кристалл чистая душа!» — писал о нем Репин. Без этого ореола историко-культурных, современных и вечных ассоциаций репинская композиция — всего лишь снимок с » живой картины» , пантомимическая постановка в мастерски написанном интерьере.