Ван Гог — Прогулка в Арле (Воспоминание о саде в Эттене)

Ван Гог "Воспоминание о саде в Эттене"

Картина «Прогулка в Арле (Воспоминание о саде в Эттене)» написана Винсентом Ван Гогом в 1888 году. В настоящее время полотно можно увидеть в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Картина представляет собой довольно яркое колористическое произведение.

Полотно отличается декоративностью и «многоцветием». Чтобы изображение не выглядело хаотичной, раздробленной структурой, художник резко очерчивает контурные линии, отграничивая тем самым одни силуэты от других. Подобное решение вносит в картину ощущение условности, максимальной символизации изображаемого.

В этом полотне всё необычно. Сама композиция нетипична и условна, условна, как изменчивое мгновение или как фотография этого мгновения. Необычное сочетание цветов, приём пуантилизма в сочетании с отдельными графичными приёмами рождает эклектичное произведение, пограничное, находящееся на стыке двух разных художественных течений. Это по-настоящему что-то новое и перерождённое, переосмысленное художником совершенно иначе, противоречащее предшествующим законам изображения. Так постепенно происходит трансформация одного художественного направления и рождение нового, ещё окончательно невыстраившегося.

Композицию полотна организуют волнистые, сильно искривлённые линии, пространство между которыми художник заполняет разными яркими цветами с точечным орнаментом. Всё это смотрится весьма декоративно и броско.

Совершенно плоскостное изображение за счёт подобного «расцвечивания» и «декорирования» оживает и начинает перекличку цветов и линий между собой. Художник, как будто запускает механизм, который начинает жить, начинает своё, только ему данное движение.

Картина напоминает пространство сна, пространство, которое незамедлительно видоизменяется, на глазах преображаются одни образы и исчезают другие. Это, своего рода, запечатлённое видение, быстрый сон, когда впечатления, цвета и звуки перемешиваются, чтобы сойтись в одном сновидении, когда нереальное стремится стать реальным. В действительности таких цветов и линий не существует – это игра, игра разума.

Центральный образ – это метафорическое пространство воспоминания о саде в Эттене. Сад изобилует буйством цветов и иных причудливых форм растительности. Причудливые цветы задают общий колористический и фактурный стержень, на котором раскручиваются другие образы, завораживающие своей сказочностью, зыбкостью и хрупкостью своего существования в этом максимально условном и выкроенном художником мире его фантазий и грёз, мире, рождённом игрой разума.

Полотно несколько затемнено, быть может, картине не хватает света, чистых, незамутнённых эмоций, неискажённых и нераздвоенных чувств, чистых, нераздробленных красок и твёрдых неплавающих, неколышущихся линий и штрихов.