Венецианов А. Г. — Гумно

Картина Венецианова "Гумно"

Без упоминания этого полотна невозможно представить творчество Венецианова. Картина, хранящаяся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, результат пристального изучения натуры. На полотне изображено гумно, то есть сарай для сжатого хлеба, где его складывали в скирды и молотили, а также работающие и отдыхающие крестьяне, лошади, повозки, нехитрые сельские орудия труда.

Любовно и внимательно передано внутрен нее пространство гумна. Первый план освещен ровным мягким светом, дальше, там, где освещение должно быть более приглушенным, с улицы неожиданно через открытую слева дверь врывается поток дневного света, и в глубине — опять яркий свет. Результатом тонких наблюдений живописца на натуре являются переходы от освещенных участков дощатого пола к затемненным. Игра света поражает, а тени в картине реалистично прозрачны.

Образы Венецианова иногда не сразу понятны обывателю, ведь в них часто очень много статичности. Но чем дольше и детальнее рассматриваешь картину, тем явственнее понимаешь, что художник предпочитал некие внутренние движения каким-либо внешним проявлениям. Очень выразительна и отнюдь не статична сидящая слева крестьянка, прислонившаяся спиной к бревнам.

А сложная система перспективы передается живописцем несколькими интересными приемами. Можно выделить один — ряд уменьшающихся по мере удаления от зрителя горизонталей, созданных досками пола. Линейная перспектива на картине Венецианова подкрепляется перспективой воздушной. Эта особенность объединяет композиционные пласты в единое целое.

Картина стала настоящим шедевром и была представлена на Академической выставке 1 сентября 1824 года. Показанное впервые зрителю полотно имело
небывалый успех. Сам император настолько был впечатлен, что приобрел картину.

Коллеги Венецианова посчитали его работу не подходящей для сформированной системы Академии — им она не понравилась. Но это не помешало именно картине «Гумно» стать новым громким словом в русской живописи. Именно она положила начало последующему, новому этапу творчества живописца.