Венецианов А. Г. — Утро помещицы

Картина Венецианова "Утро помещицы"

Эта картина экспонировалась на той же выставке, что и «Гумно». Ее Венецианов преподнес в дар императору Александру I. В эти годы — под императорским патронажем — в Эрмитаже создавалась Галерея художественных произведений русской школы. «Утро помещицы» стало одним из первых полотен, попавших в это собрание. В «Отечественных записках» на появление новых (и новаторских!) картин Венецианова отозвался П. Свинъин: «Наконец мы дождались художника, — писал он, — который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких к его сердцу и к нашему, и совершенно успел в этом…». Это был в некотором смысле образ, но Свинъин попал при этом в самую точку. Венецианов действительно изображал тут «предметы, его окружающие», а точнее — собственный дом в Сафонкове. А «помещицу» написал со своей жены, намеренно затемнив ее лицо, чтобы «смазать» сходство и не разрушить типичности жанровой сцены. Эта «типизация» заставляет искусствоведов сравнивать «Утро помещицы» с сельскими картинами пушкинского «Евгения Онегина». Говорят об общих для двух мастеров-современников прекрасной простоте, об «уловлении» духа эпохи, об эффекте «открытого окна».

Устойчивый прием, используемый художником — выстраивание перспективы с помощью досок пола. Перспектива для Венецианова — понятие всеобъемлющее; про нее он не забывал даже тогда, когда писал человеческие головы (не говоря уж о пейзажах и интерьерах). «Интерьерность» же — одна из важнейших особенностей многих венециановских картин. Не является исключением и «Утро помещицы» — автор любовно воспроизводит характерную для 1820-х годов мебель из красного дерева. Палитра Венецианова иногда кажется однообразной, но в этой работе ero цветопись поразительна. Последовательно строя цветовую гамму на контрасте красно-коричневых и зеленых тонов, он словно напоказ демонстрирует свои колористические умения.